"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 9

 

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО НАЧИСЛЕНИЮ И ВЫПЛАТЕ

ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

 

Отражение в бюджетном учете операций по начислению и выплате работникам бюджетных учреждений различных пособий за счет средств Фонда социального страхования РФ вызывает у бухгалтеров этих учреждений значительные трудности. Связаны они с целым рядом причин, которые будут рассмотрены в данной статье.

 

1. В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона N 202-ФЗ <1> в 2005 г. до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованным работникам за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств фонда. При этом затраты бюджетных учреждений на выплату перечисленных выше пособий за первые два дня нетрудоспособности, в отличие от сумм пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС, в соответствии с Письмом Минфина России от 01.04.2005 N 02-14-10/607 подлежат отражению в ст. 211 "Заработная плата" ЭКР.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".

 

2. Если ранее пособия по социальному страхованию выплачивались в составе начисленной заработной платы (и поэтому начисление таких пособий отражалось по кредиту на счетах бухгалтерского учета "Оплата труда"), то с выделением для выплаты данных пособий отличной от затрат на оплату труда статьи ЭКР и включением этой статьи в виде операций сектор государственного управления (КОСГУ) в структуру счетов бюджетного учета начисление и выплата указанных пособий в учете отражается отдельно. При этом затраты на выплату различных видов пособий в соответствии с бюджетной классификацией расходов подлежат отражению на разных кодах видов расходов (15 - 17 разряды номеров счетов бюджетного учета), а именно:

- 750 - пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию;

- 751 - пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- 752 - пособия по беременности и родам;

- 753 - пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- 754 - пособия при рождении ребенка;

- 755 - другие пособия и компенсации.

Однако, учитывая, что бюджетных ассигнований на выплату пособий учреждениям не выделяется, указывать вышеперечисленные коды видов расходов в 15 - 17 разрядах соответствующих счетов бюджетного учета учреждения нецелесообразно, так как в этом случае возникает необходимость отражения показателей по отличным от доведенных в процессе текущего финансирования кодам функциональной классификации расходов в отчетах об исполнении бюджета (ф. N 0503127) в части выплаты данных пособий без получения соответствующих бюджетных обязательств. Поэтому, по моему мнению, до регламентирования данного вопроса соответствующими нормативными документами при отражении в бюджетном учете операций по начислению и выплате пособий по социальному страхованию в 15 - 17 разрядах соответствующих счетов указывается код вида расходов согласно доведенным до учреждения бюджетным обязательствам по текущему финансированию.

3. С одной стороны, средства ФСС бюджетными не являются, а сложившаяся система расчетов организаций с ним по выплате различных пособий не устанавливает обязанности фонда доводить до учреждения связанные с данными операциями лимиты бюджетных обязательств. С другой стороны, учитывая, что в соответствии с Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, утвердившим Указания по применению новой бюджетной классификации РФ, государственные внебюджетные фонды признаны одними из администраторов бюджетных доходов и расходов. Они также получили право санкционировать бюджетным учреждениям те или иные администрируемые ими расходы. Учитывая вышеизложенное, правомерность получения средств на выплату пособий с бюджетного лицевого счета учреждения в ОФК без получения от органов ФСС лимитов финансирования данных расходов, а также отнесение этих затрат на бюджетный или внебюджетный источники их финансирования вызывает некоторые сомнения.

4. При наличии такой статьи ЭКР, как 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения", расходы бюджетных учреждений на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности (ПВН), по беременности и родам (ПБР) и т.п. в соответствии с Письмом Минфина России от 01.04.2005 N 02-14-10/607 подлежат отражению на ст. 213 "Начисления на оплату труда" ЭКР <2>. При этом в счетах бюджетного учета для отражения затрат на выплату пособий по социальному страхованию (0 401 01 261) и для кредиторской задолженности перед органом Федерального казначейства (0 304 05 261) по прежнему сохранился код 261 КОСГУ. В результате определить КОСГУ для отражения затрат на выплату пособий по социальному страхованию, а также кредиторской задолженности перед ОФК по данным пособиям крайне затруднительно.

--------------------------------

<2> Изменение статьи ЭКР для отражения затрат на выплату пособий по социальному страхованию, по моим данным, вызвано тем, что затраты на выплату указанных пособий по ст. 261 ЭКР не предусмотрены в федеральном бюджете РФ на 2005 г., так как данные расходы подлежат погашению за счет средств ФСС РФ.

 

Если первая из перечисленных выше проблем достаточно регламентирована действующими нормативными документами, то отнесение затрат учреждения на выплату пособий за счет средств ФСС на соответствующий источник финансирования и статью ЭКР (код КОСГУ), а также необходимость отражения в бюджетном учете операций по санкционированию указанных расходов четко не определено.

Учитывая, что отдельного лицевого счета для получения и выплаты пособий работникам бюджетных учреждений в ОФК не предусмотрено, а также отсутствие у органов ФСС обязанности доводить до бюджетных учреждений лимиты обязательств по выплатам за счет его средств различных пособий, по моему мнению, перераспределение соответствующих лимитов расходов должно осуществляться в порядке межбюджетных отношений. Поэтому учитывать в бюджетном учете учреждения операции по движению лимитов обязательств ФСС на выплату пособий не нужно, а расходы учреждения на выплату этих пособий следует относить на тот источник финансирования, за счет которого начислена соответствующая заработная плата.

По поводу описанного выше несоответствия кодов КОСГУ, включенных в структуру счетов бюджетного учета, применяемых для отражения операций по начислению и выплате пособий по социальному страхованию (код 261 КОСГУ), и кодов ЭКР, на которые указанным Письмом Минфина предписано относить эти расходы (ст. 213 ЭКР), следует признать, что в связи с изменением статьи ЭКР, на которую подлежат отнесению данные затраты, необходимо изменить и соответствующий код КОСГУ, то есть отражать все затраты на выплату пособий, а также кредиторскую задолженность по ним перед ОФК с использованием кода КОСГУ 213 (вместо кода 261).

В связи с тем что затраты учреждения на выплату пособий за первые два дня временной нетрудоспособности относятся на ту же статью, что и заработная плата, указанные затраты целесообразно перенести с кредиторской задолженности по начисленным пособиям на кредиторскую задолженность по выплате заработной платы. Учитывая вышеизложенное, операции по начислению пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.п. (за счет бюджетных средств) следует отражать в следующем порядке:

Дебет 1 401 01 211 Кредит 1 302 13 730 - на сумму пособий за первые два дня временной нетрудоспособности, подлежащих выплате за счет средств учреждения <3>;

--------------------------------

<3> Поскольку в Инструкции N 70н регламентирован порядок отражения в бюджетном учете начисления только пособий за счет средств ФСС, альтернативным вариантом отражения оплаты первых двух дней временной нетрудоспособности за счет средств бюджетного учреждения может быть проводка: Дебет 1 401 01 211 Кредит 1 302 01 730. При этом начисленное пособие классифицируется не как пособие по социальному страхованию, а как дополнительный вид оплаты труда. Применение того или иного варианта, по моему мнению, должно быть регламентировано соответствующим нормативным документом.

 

Дебет 1 302 13 830 Кредит 1 302 01 730 - одновременно сумма выплаченного за счет учреждения пособий включается в фонд оплаты труда;

Дебет 1 303 02 830 Кредит 1 302 13 730 - на сумму пособий, подлежащих выплате за счет средств ФСС.

Выплата полученных с лицевого счета в кассу учреждения сумм пособий отражается проводкой:

Дебет 1 302 01 830 Кредит 1 201 04 610 - в части выплаты пособий за счет средств учреждения.

Дебет 1 302 13 830 Кредит 1 201 04 610 - в части выплаты пособий за счет средств ФСС.

Суммируя вышеизложенные особенности начисления и выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, следует признать, что данная область бюджетного учета нуждается в тщательном изучении специалистами, а также более четком регламентировании нормативными документами.

Для системного изучения приведенного выше материала типовые проводки по начислению и выплате заработной платы и пособий по социальному страхованию приведены ниже.

 

Типовые проводки

по отражению в бюджетном учете операций

по начислению и выплате пособий

по социальному страхованию

 

Содержание операции       

При казначейском исполнении
бюджета         

Дебет   

Кредит  

Начисление и выплата пособий по социальному страхованию   

1. Начислено пособие за первые два 
дня временной нетрудоспособности за
счет средств учреждения            

1 401 01 211
Расходы на  
оплату труда

1 302 13 730
Увеличение  
кредиторской
задолженности
по          
социальному 
страхованию 

2. Суммы начисленного пособия за   
первые два дня временной           
нетрудоспособности включены в состав
фонда оплаты труда работников      
учреждения                         

1 302 13 830
Уменьшение  
кредиторской
задолженности
по          
социальному 
страхованию 

1 302 01 730
Увеличение  
кредиторской
задолженности
по оплате   
труда       

3. Начислено пособие за период с   
третьего дня временной             
нетрудоспособности                 

1 303 02 830
Уменьшение  
кредиторской
задолженности
по ЕСН      

1 302 13 730
Увеличение  
кредиторской
задолженности
по          
социальному 
страхованию 

4. Получены денежные средства в    
кассу для выдачи пособий, в том    
числе:                             

 

 

4.1. За счет средств учреждения    





- с принятием соответствующих      
бюджетных обязательств             

1 201 04 510
Получение   
денежных    
средств в   
кассу       

1 304 05 211
Расчеты с ОФК
по пособиям 
по оплате   
труда       

1 501 03 211
Лимиты      
бюджетных   
обязательств
по оплате   
труда       

1 502 01 211
Принятые    
бюджетные   
обязательства
по оплате   
труда       

4.2. За счет средств ФСС           






- с принятием соответствующих      
бюджетных обязательств             

1 201 04 510
Получение   
денежных    
средств в   
кассу       

1 304 05 213
Расчеты с ОФК
по пособиям 
по          
социальному 
страхованию 

1 501 03 213
Лимиты      
бюджетных   
обязательств
по          
начислениям 
на оплату   
труда       

1 502 01 213
Принятые    
бюджетные   
обязательства
по          
начислениям 
на оплату   
труда       

5. Выплачены из кассы пособия по   
социальному страхованию, в том     
числе:                             

 

 

5.1. За счет средств учреждения    

1 302 01 830
Увеличение  
кредиторской
задолженности
по оплате   
труда       

1 201 04 610
Выбытие     
денежных    
средств из  
кассы       

5.2. За счет средств ФСС           

1 302 13 830
Увеличение  
кредиторской
задолженности
по          
социальному 
страхованию 

1 201 04 610
Выбытие     
денежных    
средств из  
кассы       

 

И.Иванов

Аудитор

ООО "Камертон-АК"

Подписано в печать

22.08.2005