"Финансовая газета", 2005, N 18

 

НОВАЯ БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета", 2005, N N 15, 17)

 

Существенными особенностями структуры функциональной классификации являются:

наличие раздела, объединяющего расходы на реализацию функций общегосударственного характера 0100 "Общегосударственные вопросы";

отнесение расходов на руководство и управление в сфере установленных функций (административных расходов) на соответствующие этим функциям разделы и подразделы;

построение структуры подразделов функциональной классификации расходов по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы;

исключение из функциональной классификации расходов на капитальные вложения (государственные инвестиции) и отнесение их в состав экономической классификации;

разделение расходов в сфере науки на расходы на фундаментальные исследования (раздел общегосударственных вопросов) и прикладные научные исследования с отнесением расходов в части прикладных научных исследований на соответствующие разделы функциональной классификации;

упорядочение отражения расходов на реализацию целевых программ в функциональной классификации расходов.

Поскольку структура функциональной классификации расходов бюджета определяется вышестоящими по отношению к бюджетным учреждениям распорядителями бюджетных средств и доводится до учреждений в виде лимитов бюджетного финансирования, подробно останавливаться на анализе структуры функциональной классификации не будем. Отметим лишь тот факт, что, учитывая закрепление в новой системе бюджетного учета принципа отражения в рамках исполнения бюджета всех его доходов и расходов (и налоговых, и неналоговых), органам, организующим исполнение бюджетов, методологически правильно было бы определить порядок отнесения всех расходов бюджетных учреждений, осуществляемых за счет средств от предпринимательской деятельности и иных внебюджетных средств, на соответствующие коды функциональной классификации расходов бюджетов. Ведь действующее бюджетное законодательство Российской Федерации рассматривает внебюджетные поступления бюджетных учреждений не как самоцель, а как способ организации дополнительного финансирования (за счет неналоговых доходов бюджетов) операций по выполнению уставных задач этих учреждений. А все расходы бюджетов (включая и осуществленные за счет неналоговых доходов) должны отвечать общим направлениям использования средств, определяемым функциональной классификацией бюджетных расходов.

Реализация указанного принципа в настоящее время сдерживается наличием в Бюджетном кодексе Российской Федерации (например, ст.161) положений о том, что средства, полученные бюджетным учреждением от разрешенной ему предпринимательской деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение, т.е. не могут быть "привязаны" вышестоящими распорядителями бюджетных средств к той или иной статье функциональной классификации расходов. В результате доходы от предпринимательской деятельности, являющиеся согласно ст.ст.41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговыми доходами бюджетов, фактически используются бюджетными учреждениями не в рамках действующих бюджетов (как экономия соответствующих бюджетных средств), а аналогично прибыли коммерческих организаций, что дает основания налоговым органам рассматривать эти доходы в качестве объекта обложения налогом на прибыль.

По нашему мнению, в целях реализации требований Постановления Правительства Российской Федерации N 249 было бы целесообразно закрепить в части использования получаемых бюджетными учреждениями средств от разрешенной им предпринимательской деятельности следующий порядок:

внести изменения в нормативные акты бюджетного законодательства Российской Федерации, оговорив, что доходы бюджетных учреждений от разрешенной им предпринимательской деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение только в пределах определенных им лимитов бюджетного финансирования;

предоставить бюджетным учреждениям право и возможности исходя из объема полученных ими "предпринимательских" доходов обоснованно корректировать постатейно выделенные им лимиты бюджетных обязательств путем представления вышестоящему распорядителю бюджетных средств изменений к ранее утвержденным сметам доходов и расходов;

обязать распорядителей бюджетных средств проверять представленные бюджетными учреждениями обоснования увеличения ранее утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предмет соответствия общим направлениям использования средств бюджетов и корректировать данные лимиты;

разрешить увеличивать утвержденные ранее лимиты, если такое увеличение лимитов бюджетных обязательств перед соответствующими учреждениями будет признано обоснованным.

Описанный порядок использования доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, на наш взгляд, не только полностью соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части признания этих поступлений неналоговыми доходами бюджетов, но и позволяет учреждениям осуществлять финансовое планирование своих затрат в рамках выделенных им лимитов бюджетных обязательств и исходя из действительных потребностей учреждений, превышение которых над лимитами бюджетного финансирования учреждения могут покрывать за счет организации получения сверхплановых предпринимательских доходов.

 

Экономическая классификация расходов бюджетов

 

Экономическая классификация расходов (ЭКР) определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления (т.е. "расходные" операции сектора государственного управления).

В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов ЭКР включает следующие группы (1 разряд кода ЭКР):

200 - расходы;

300 - поступление нефинансовых активов;

500 - поступление финансовых активов;

600 - выбытие финансовых активов.

Кроме того, ЭКР состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов. В новой экономической классификации расходов затраты бюджетного учреждения представлены по сравнению с действующей экономической классификацией более обобщенно, что, как нам представляется, значительно облегчает ее практическое использование.

В частности, ст.210 "Оплата труда и начисления на оплату труда" отражает все расходы бюджетного учреждения, связанные с оплатой труда его работников в рамках действующего трудового законодательства Российской Федерации, и включает подстатьи:

211 "Заработная плата" - расходы по выплате должностных окладов, тарифных ставок по Единой тарифной сетке, окладов по воинским и специальным званиям; дополнительной плате за сверхурочную и ночную работу, а также за работу в выходные дни; оплату отпусков; стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.), а также прочие аналогичные расходы;

212 "Прочие выплаты" - расходы по оплате мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (по компенсации стоимости жилья, связанной с наймом или поднаймом жилых помещений, а также коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим, медицинским работникам, работникам культуры, госветслужбы и работникам других бюджетных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, в соответствии с действующим законодательством; возмещения стоимости найма жилого помещения при изменении места жительства по инициативе работодателя; расходы по оплате суточных, подъемные пособия, страховые гарантии военнослужащим, денежную компенсацию на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых военнослужащим и приравненным к ним лицам в размерах, установленных законодательством Российской Федерации; оплата проезда к месту отпуска и обратно, а также суточные и расходы по найму жилых помещений при служебных командировках); затраты на оплату проезда в служебные командировки, к новому месту работы (службы), а также месту жительства освобожденных осужденных отнесены к подстатье 222 "Транспортные услуги"; согласно дополнительным разъяснениям Минфина России на эту же статью относятся расходы по выплатам за счет учреждений пособий за первые три дня нетрудоспособности их работников;

213 "Начисления на оплату труда" - расходы по оплате работодателем единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 220 "Приобретение услуг" включает следующие подстатьи:

221 "Услуги связи";

222 "Транспортные услуги";

223 "Коммунальные услуги";

224 "Арендная плата за пользование имуществом";

225 "Услуги по содержанию имущества";

226 "Прочие услуги".

Применение указанной статьи ЭКР имеет следующие особенности:

объединена ранее детализированная подстатья ЭКР 223 "Коммунальные услуги"; по данной статье теперь отражаются все расходы на оплату коммунальных услуг (электро-, тепло-, водо- и газоснабжение, канализация и т.п.);

затраты на газоснабжение относятся на подстатью ЭКР 223, включая затраты на транспортировку газа по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги);

ранее включавшиеся в состав коммунальных услуг затраты по содержанию помещений бюджетного учреждения выделены на подстатью ЭКР 225 "Услуги по содержанию имущества", объединяющую все затраты на содержание нефинансовых активов учреждения;

на подстатью 225 теперь относятся и затраты учреждения по ремонту и техническому обслуживанию автомобильной техники, ранее относимые на транспортные расходы;

при отнесении затрат на подстатью 225 в новой экономической классификации расходов бюджета устранена детализация между капитальным и текущим ремонтом оборудования и техники, ранее относимых на разные статьи ЭКР, на наш взгляд, это один из положительных моментов новой экономической классификации расходов, так как грань между понятиями "текущий" и "капитальный" ремонт на практике бывает весьма призрачна.

Статья 230 "Обслуживание долговых обязательств", включающая подстатьи 231 "Обслуживание внутренних долговых обязательств" и 232 "Обслуживание внешних долговых обязательств", в бюджетных учреждениях применяется крайне редко (практически только при возникновении расчетов бюджетных учреждений со сторонними организациями путем выдачи им векселей и иных долговых обязательств). Если учреждение рассчитывается государственными долговыми обязательствами (например, выпускавшимися в 90-х гг. прошлого века казначейскими обязательствами, налоговыми освобождениями и т.п.), то учет обслуживания этих обязательств также осуществлялся не бюджетными учреждениями, а органами, организующими исполнение соответствующих бюджетов.

Статья 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям", включающая подстатьи 241 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" и 242 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", применяется для отнесения на нее затрат по выдаче соответствующим организациям (не являющимся бюджетными учреждениями) различных субсидий и дотаций. Такие операции встречаются в практике деятельности бюджетных учреждений крайне редко. Однако говорить о полном неприменении данной статьи в бюджетных учреждениях было бы неправильно. Например, после трагедии в г. Беслане отдельные бюджетные учреждения по согласованию с вышестоящими распорядителями бюджетных средств перечисляли лечебным и социально-реабилитационным организациям дотации и субвенции на оказание помощи пострадавшим от террористического акта детям за счет своих доходов от осуществления предпринимательской деятельности.

Статья 250 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам", включающая подстатьи 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации", 252 "Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств" и 253 "Перечисления международным организациям", в отличие от статьи ЭКР 240, в бюджетных учреждениях не применяется.

Статья 260 "Социальное обеспечение", в отличие от прежней экономической классификации расходов бюджетов, выделена из начислений на оплату труда и включает подстатьи:

261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения" - расходы на выплаты населению в рамках государственных программ социального страхования: пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, социальных пособий на погребение, сумм по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, всех видов государственных пенсий, санаторно-курортному обслуживанию работников и членов их семей, выплаты физическим и юридическим лицам в рамках программ обязательного медицинского страхования, а также прочие выплаты за счет средств государственных программ социального страхования;

262 "Пособия по социальной помощи населению" - расходы на выплаты населению, производимые вне рамок государственных программ социального страхования (пособия по безработице, выходные пособия при увольнении сотрудников, пособия и компенсации в рамках социальной помощи, установленные законодательством), на приобретение путевок судьям, пребывающим в отставке;

263 "Пенсии и пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления" - расходы на оплату социальных пособий и компенсаций, осуществляемые органами власти и созданными ими учреждениями своим сотрудникам, ежемесячного пожизненного содержания судьям, находящимся в отставке, и ежемесячной надбавки к заработной плате судей, продолжающих работать (в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку).

 

(Окончание см. "Финансовая газета", 2005, N 20)

 

И.Гарнов

Руководитель отдела аудита

и консалтинга бюджетных учреждений

ООО "А. И. Аудит-Сервис"

Подписано в печать

04.05.2005