"Советник в сфере образования", 2014, N 1

 

ВОПРОСЫ РАСЧЕТА И УЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ПРОЖИВАНИЕ

В СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ

 

Начиная с выпуска N 5 за 2013 г. <1> наш журнал пристально следит за перипетиями определения размера платы за студенческое общежитие. После известных декабрьских событий 2013 г. с участием главы государства и премьера ректорам пришлось понижать указанную плату в срочном порядке. На повестке дня вопрос, как отразить внезапные изменения в учете и налогообложении.

--------------------------------

<1> См. статью "Новый механизм определения размера платы за студенческое общежитие" Н.И. Лейман.

 

Важное решение

 

На знаменательной для образовательных учреждений встрече Д.А. Медведева с активом партии "Единая Россия" был оглашен список расходов, которые, по мнению премьера, включать в расчет платы за студенческое общежитие не следует.

Специальная рабочая группа, состоявшая из профсоюзных деятелей и членов указанной партии (далее - рабочая группа), выезжала в регионы и на местах проверяла обоснованность расчетов.

По сообщению члена комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Н.Н. Гончара, если до 1 сентября 2013 г. средняя плата по стране за студенческое общежитие была в среднем 180 руб. в месяц, то после вступления в силу нового Закона об образовании цены поднялись в среднем по стране до 641 руб. После первичных проверок цены удавалось снизить до 440 руб., по результатам повторных проверок - до 341 руб.

Самым противоречивым субъектом Федерации оказалась Москва - наряду с вузами, сохранившими плату за студенческое общежитие на уровне 55 руб., встречались случаи, когда плата превышала 3,5 тыс. руб. При этом, как показала деятельность рабочей группы, в абсолютном большинстве случаев никаких аргументированных расчетов под огромными для студента цифрами нет.

В ряде случаев рабочая группа выявила резервы для снижения платы за студенческие общежития, проверив, насколько рационально и в какой бюджет идут средства от использования территорий и зданий общежитий, которые являются федеральной собственностью и переданы вузам в управление.

По мнению Дмитрия Анатольевича, "наниматель не должен участвовать своими деньгами в восстановлении этой жилой площади. Это обязанность наймодателя, то есть университета, той организации, которая дает это помещение".

Попытки включить в расчет платы за студенческое общежитие ремонт и дополнительные услуги были названы "накрутками, причем бесчестными".

О необходимости соблюдения действующего законодательства при определении размера платы за общежитие неоднократно предупреждало и Минобрнауки России в своих Письмах, в частности от 09.08.2013 N МК-992/09 и от 02.10.2013 N ВК-573/09.

 

Будущие изменения в законодательстве

 

Рабочей группой был подготовлен проект федерального закона N 415218-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 39 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект N 415218-6). Указанный проект внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 23 декабря 2013 г. С текстом предлагаемых изменений и дальнейшим продвижением проекта можно ознакомиться в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД).

Суть будущих изменений сводится к тому, что брать плату можно будет только за пользование помещением и за коммунальные услуги.

Таким образом, в расчет платы за студенческое общежитие не будут попадать:

- капитальный ремонт;

- расходы на содержание федеральной собственности.

Более того, по распоряжению Д.А. Медведева, который является не только премьером, но и председателем партии "Единая Россия", которое было дано им 7 декабря 2013 г., рабочая группа заранее, до принятия поправок в законодательство, разработала методику проведения расчетов за проживание в студенческих общежитиях. Концепция методики основана на том, чтобы студенческие общественные организации могли точно понимать, исходя из чего рассчитана конкретная сумма платы за студенческое общежитие:

- сумма может быть высокой в случае, если речь идет, например, об общежитии квартирного типа;

- за жилье, которое выглядит как некий коридор, плата должна быть минимальной.

В расчетном листке не должно быть таких понятий, как, например, "обязательные дополнительные добровольные услуги".

Методика будет согласована с соответствующими органами исполнительной власти после вступления изменений, предусмотренных законопроектом N 415218-6.

 

Налогообложение услуг по проживанию и допуслуг

 

После вступления в силу намеченных изменений законодательства окончательное разделение проживания и дополнительных услуг в студенческих общежитиях приведет к возникновению спорных вопросов по налогообложению выручки от платных услуг. Вновь обострятся обсуждения об обложении налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) платы за проживание в студенческом общежитии.

 

Плата за проживание

 

В Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ) предусмотрено освобождение от НДС деятельности по оказанию услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако ни об общежитиях, ни тем более о студенческом общежитии в Налоговом кодексе РФ ничего не сказано, тогда как до 1 января 2004 г. действовали правила, прописанные в ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, где было прямо сказано, что до этой даты от НДС освобождались услуги по предоставлению жилья в общежитиях. Исключение составляли:

- использование жилья в гостиничных целях;

- предоставление жилья в аренду.

Поскольку с 1 января 2004 г. указанная "льгота" была отменена, сотрудники финансового ведомства неоднократно заявляли, что основания для освобождения от обложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитии отсутствуют (Письма Минфина России от 02.07.2010 N 03-07-11/283 и от 18.06.2010 N 03-07-07/37).

Кроме того, по мнению финансового ведомства (Письмо Минфина России от 16.03.2005 N 03-04-09/04) и налоговиков (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068676), применять пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении общежитий нельзя по двум основаниям:

- согласно ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся жилой дом, квартира, часть квартиры, комната (но не общежития), а значит, услуги по предоставлению в пользование жилой площади в общежитиях не освобождаются от налогообложения НДС;

- объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (п. 1 ст. 673 ГК РФ), в то время как на основании ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета норматива жилой площади на одного человека, в частности, на период обучения.

Однако судебная практика свидетельствует об уязвимости приведенных аргументов. Например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2010 по делу N А32-16661/2009-34/240-59/719-11/1191 суд пришел к выводу, что жилищный фонд включает в себя жилые помещения в студенческом общежитии. И значит, услуги по предоставлению помещений в общежитиях подпадают под льготу, предусмотренную пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ. Суд учел следующие аргументы:

- понятия "предоставление в пользование жилых помещений" и "жилищный фонд" в законодательстве о налогах и сборах не определены. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ данные понятия должны применяться в том значении, в каком они используются в иных отраслях законодательства;

- общежития относятся к жилым помещениям и входят в состав жилищного фонда (ст. ст. 19 и 92 ЖК РФ), поэтому при рассмотрении возможности применения льготы по НДС необходимо рассматривать проживание в студенческом общежитии как предоставление в пользование жилых помещений.

Аналогичным образом ФАС Поволжского округа в Постановлении от 25.03.2010 по делу N А12-3432/2009 также пришел к выводу, что жилищный фонд включает в себя и жилые помещения в общежитии. Ведь в силу п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое:

- является недвижимым имуществом;

- пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

При этом совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 19 ЖК РФ, составляет жилищный фонд, к которому, в частности, относятся жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц, и которые могут использоваться собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования. Таким образом, ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что:

- учреждением фактически были заключены договоры найма жилых помещений в общежитии, находящемся на его балансе, с физическими лицами, с которых взималась плата за наем жилого помещения в соответствии с утвержденным расчетом оплаты;

- исходя из совокупности положений ст. ст. 15 - 19 ЖК РФ рассматриваемая ситуация является предоставлением в пользование жилых помещений;

- необходимо исходить из принципа равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (п. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Поскольку пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, то, по мнению Поволжского ФАС РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что:

- заявителем обоснованно применена льгота по НДС;

- оснований не распространять указанную льготу на случаи предоставления в пользование студентам и аспирантам жилых помещений в общежитиях, также составляющих жилищный фонд, не имеется.

Еще один интересный аргумент был приведен в Постановлении ФАС Центрального округа от 05.09.2008 по делу N А54-4517/2007С8. Обсуждая нормы пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 92 ЖК РФ, судьи решили, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления данного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме (см. также Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57).

Имеются судебные решения и по случаям, когда предоставляются не целые комнаты, а койко-места. К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.03.2008 N Ф08-743/2008-251А по делу N А32-18410/2007-51/367 судьи отметили, что операции по реализации услуг по предоставлению в пользование койко-мест в жилых помещениях общежитий подлежали освобождению от обложения НДС как до 1 января, так и после 1 января 2004 г.

Аргументация следующая:

- действие по предоставлению в пользование жилых помещений не имеет материального выражения, право на использование этого помещения реализуется в процессе пользования помещением, следовательно, для целей налогообложения предоставление в пользование жилых помещений является услугой (ст. 671 ГК РФ, п. 1 ст. 11, п. 5 ст. 38 НК РФ);

- в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) услуга по предоставлению в пользование жилых помещений относится к жилищным услугам, поименованным в общем разд. 041000 "Жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания", и классифицируется по коду 041101 "Предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности";

- а оценивая довод налогового органа о том, что часть комнаты и места в комнатах (койко-место), не имеющие изолированного характера, не могут быть самостоятельным предметом договора найма, судьи подчеркнули, что согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, а ст. 92 ЖК РФ установлены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к каковым отнесены и жилые помещения в общежитиях.

Таким образом, если студенческие профсоюзы сочтут, что необходимо учитывать судебную практику, то перед бухгалтерами и руководителями образовательных учреждений возникнет дилемма: снижать на 18% плату за студенческое общежитие и тратиться на судебные издержки или убеждать собственных студентов в обоснованности мнения финансового и налогового ведомств.

 

Дополнительные услуги

 

Если в отношении платы за проживание в общежитии существует спорная ситуация и решение нужно принимать руководителю и бухгалтеру каждого учреждения, то в отношении дополнительных услуг такой проблемы не существует. По дополнительным услугам нужно начислять НДС по общим правилам. Ведь пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ относится только к услугам по найму жилья и не затрагивает другие услуги, которые могут оказываться общежитием.

 

Бухгалтерский учет платы за общежитие

 

Поскольку плата за проживание в общежитии представляет собой доход от оказания платных услуг, бухгалтеру следует задействовать в 18-м знаке номера счета код вида финансового обеспечения "2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)". Начисленная плата относится на увеличение доходов от оказания платных услуг - в кредит счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".

Заметим, что учет операций по поступлениям от приносящей доход деятельности как в бюджетом учреждении, так и в автономном учреждении для целей бухгалтерского учета в рамках вышеназванных инструкций организуется на общей методологической основе. Например, если речь идет о бюджетом образовательном учреждении, имеющем на своем балансе общежитие, операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

1. Начисление доходов (платы за проживание в общежитиях в последний день месяца, в гостиницах - по факту проживания):

Дебет 2 20531 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг"

Кредит 2 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг".

2. Начислен НДС в соответствии с налоговым законодательством:

Дебет 2 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"

Кредит 2 30304 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость".

3. Поступление доходов, оплачено в кассу за проживание в общежитиях (гостиницах):

Дебет 2 20134 510 "Поступления средств в кассу учреждения"

Кредит 2 20531 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг".

3.1. Выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе казначейства (сдано по квитанции для зачисления на лицевой счет казначейства):

Дебет 2 21003 560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам"

Кредит 2 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".

3.2. Зачисление наличных денежных средств на лицевой счет в органе казначейства:

Дебет 2 20111 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

Кредит 2 21003 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам".

4. Принятие к бухгалтерскому учету операций по формированию фактической стоимости произведенных расходов в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на содержание общежития (по соответствующим статьям КОСГУ):

Дебет 2 10960 200 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг"

Кредит 2 1053x 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов - иного движимого имущества учреждения", 2 302xx 730 "Расчеты по принятым обязательствам", 2 30302 730 "Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", 2 10980 200 "Общехозяйственные расходы учреждений" и т.д.

5. Ежемесячно произведенные расходы списываются на счет по учету финансового результата текущего финансового года:

Дебет 2 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"

Кредит 2 10960 200 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".

6. Начислен налог на прибыль по результатам налогового периода, подлежащий уплате в бюджет, в соответствии с налоговым законодательством:

Дебет 2 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"

Кредит 2 30303 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций".

7. В конце года прибыль (убыток) списывается заключительными записями текущего финансового года:

Дебет 2 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"

Кредит 2 40130 130 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" - прибыль (кредитовый остаток);

Дебет 2 40130 130 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"

Кредит 2 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг" - убыток (дебетовый остаток).

 

Пример. Федеральное бюджетное образовательное учреждение имеет на балансе общежитие.

В основном в общежитии проживают студенты данного учреждения. За месяц им начисляется плата по договорам найма жилого помещения в размере 450 000 руб., и все студенты своевременно производят оплату через Сбербанк до 10-го числа следующего месяца, эти средства зачисляются на лицевой счет учреждения в органах казначейства. По данному виду услуг руководство учреждения приняло решение не включать в стоимость платы за проживание сумму НДС, руководствуясь нормой пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Некоторым студентам оказываются дополнительные услуги по предоставлению возможности пользоваться энергоемкой техникой (компьютерами, стиральными машинами и т.д.). За предоставленные услуги студенты ежемесячно производят дополнительную оплату в размере 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб.

Бухгалтер отразил операции по получению доходов так:

 

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Последним днем месяца

 

 

 

Начислена плата за проживание студентов в общежитии (признан доход от оказания платных услуг по предоставлению мест в общежитии по договорам найма)

450 000

2 20531 560

2 40110 130

Признан доход от оказания дополнительных платных услуг студентам, проживающим в общежитии

59 000

2 20531 560

2 40110 130

Начислен НДС с дохода от оказания дополнительных платных услуг студентам

9000

2 40110 130

2 30304 730

По мере фактического получения денежных средств (до 10-го числа следующего месяца)

 

 

 

Получена плата за общежитие (поступили средства, перечисленные студентами через Сбербанк, на лицевой счет учреждения)

450 000

2 20111 510

2 20531 660

Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 по КОСГУ 130

450 000

17, КОСГУ 130

 

Получена плата за дополнительные услуги (поступили средства, перечисленные студентами через Сбербанк, на лицевой счет учреждения)

59 000

2 20111 510

2 20531 660

Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 по КОСГУ 130

59 000

17, КОСГУ 130

 

 

Л.П.Воробьева

К. э. н.,

генеральный директор

Издательского Дома

"Советник бухгалтера"

 

Н.И.Лейман

Экономист

Подписано в печать

14.02.2014