Модель компетенции выпускника
Приложение 1.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩИМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
(С учетом того, что средний возраст обучающихся около
40 лет, имеющих свыше 10 лет стажа, многие имеют высшее или среднее
профессиональное образование и опыт работы по данной или смежной специальности
объем курса от 100 до 200 а.ч.)
1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, в том числе практический, духовный и материальный, основанный на глубочайшей личной приверженности к порядку и бухгалтерскому учету. Из сущности компетенции следует, что она может проявляться только при наличии ценностно-смыслового компонента, личной заинтересованности специалиста в данном виде деятельности, имеющей целевой характер, ориентированный на разностороннее развитие личности, базирующийся на методологии системного подхода, реализуемого через интеграцию, дифференциацию и профилированное содержания данного курса. |
2. Осмысления целей и смысла своей жизни на уровне высших достижений философской мысли. Усвоение ценностей: «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «миссия», «самоутверждение», «самосохранение», «баланс», «дебет», «кредит», «налоговая», «НДС», «краснота», «деньги», «корпоративные интересы», «сальдо» и «бонус». |
3. Чувствовать гордость за принадлежность к своей нации, к своей Родине, к любимой компании, к своей «стае» и своей специальности. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации, основных федеральных кодексов, законов и конечно, местных традиций и понятий, основ бухгалтерского учета, бухгалтерского учета в РФ и МСФО. |
4. Понимания сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, их мотиваций, индивидуальностей, коллективистских, духовных и материальных ценностей, толерантность в восприятии уровня их меркантильности, правдивости, хитрости, индивидуального развития, ума, нравственности, знаний, умений, гражданской активности и проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость, требовательность и нетерпимость. |
5. Создания индивидуального нормативного стиля общения в зависимости от положения объекта в обществе и коллективе; овладение (совершенствование) разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной, техногенной, политической, экономической, климатической и производственной ситуации; способность корректировать (сдерживать) в общении и отношениях свою и чужую агрессию. |
6. Адекватной оценки своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самообразованию, саморазвитию, разумному риску, ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной и моральной), самоутверждению и самореализации в коллективе, профессии и жизни. Способность правильно воспринимать критику сверху и пресекать критиканство снизу. Осознавать, что на вкус и цвет …, обладать терпимостью и толерантностью |
7. Активного участия в общенациональных, корпоративных и т.д. мероприятиях и компаниях санкционированных свыше и неучастия в несанкционированных (влекущих санкции), в работе по воспитанию членов своей семьи (трудового коллектива, клана, групп по интересам и различного рода формирований), умения угадывать и удовлетворять чаяния и запросы вышестоящих руководителей и лидеров. Наличие высоких достижений в одном, нескольких или многих видах деятельности не противоречащих отдельным положениям законодательной или понятийной системы. |
8. Готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию; обладание коммуникативной культурой, культурой речи; умение работать с потоком информации, выделяя из него главное и второстепенное; объективность в суждениях, правовая культура, порядочность, честность, чувство меры; способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, способность к адаптации в новых и изменяющихся условиях. |
.
Приложение 2.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
(С учетом того, что средний возраст обучающихся около
40 лет, имеющих свыше 10 лет стажа, многие имеют высшее или среднее
профессиональное образование и опыт работы по данной или смежной специальности. Кроме того, компетенции не учат, ее оценивают.)
1. Грамотно выстроенная организационная структура компании, четко налаженные бизнес-процессы, жестко прописанный документооборот, организаторские способности, коммуникативные и управленческие навыки, профессиональные знания, дружеские связи с налоговой, с коллегами на других предприятиях (участие в семинарах и т.п.), авторитет, уважение директора (владельца), уважение и доверие в коллективе, кругозор – выше среднего, независимость суждений, интерес к художественной литературе, отслеживание и знакомство со специальной, умение найти нужное в интернете, умение поговорить о МСФО, умение наладить взаимодействие не только с директором, но и руководителями других подразделений, что весьма полезно для правильной организации учета. |
2. Способность и готовность специалиста к реализации приобретенных знаний, умений, навыков, опыта в реальной профессиональной деятельности, учебников много, но они разные. Бухгалтеру небольшого предприятия необходимо знать все участки бухгалтерского учета, полезно знать: программу «1С:Бухгалтерия Предприятия» и уметь работать в ней, налоговый кодекс, закон о бухучете, трудовой кодекс, конституцию, другие кодексы и законы РФ (знать, хотя бы об их существовании), структуру и штаты предприятия его специализацию, специфику и цели. |
3. Обладать стрессоустойчивостью в критических ситуациях, терпимостью
к чужим поступкам и действиям (у всех свои «тараканы»), кроме противоправных,
чуткостью к руководящим указаниям (вне зависимости от их разумности),
воздержанностью на язык, соблюдению корпоративных интересов (учитывая свои
принципы), уметь поддерживать здоровую (деловую, позитивную) обстановку в
коллективе, но решительно пресекать противоправные или неэтичные поступки
коллег, адекватно оценивать поступающую информацию, распоряжения и принимать
обдуманные решения. |
4. Постоянно отслеживать изменения в законодательстве, особенно в сфере бухучета и налогообложения, без фанатизма, но в рамках своих интересов. Следить за состоянием экономики родного отечества, мировой и региональной, учитывать изменения в политической ситуации, динамику курса валют и т.д. Бухгалтер маленькой фирмы или гл. бухгалтер большой – должны быть не просто членами команды, а самостоятельными фигурами. Если, конечно, для них истина важнее, чем деньги. Рыночная экономика привела к значительным изменением функций бухгалтера и расширение задач, стоящих перед ним. Отсутствие у нас развития производства и перспектив значимого технического прогресса в обозримом будущем выводит на первый план интеллектуальных профессий, к сожалению, бухгалтера, политологи, специалисты по рекламе и дизайну – не в счет, судебная и юридические сферы, государственное управление и банковская сферы у нас тоже своеобразные. |
5. Профессионально важные качества: профессиональная память, профессиональное мышление, профессиональная мобильность и культура труда, профессиональное поведение, деловой этикет, реальное владение информационными технологиями, обобщение опыта и стремление к профессиональному росту. |
6. Основные умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности: документальное оформление хозяйственных операций и их отражение на счетах бухгалтерского учета в рамках программы 1С:Бухгалтерия Предприятия; начисление заработной платы рабочих и служащих и других выплат; составление различного рода отчетов, правильное начисление и своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды. |
http://alt-x-narod.ru/ Литература для бухгалтера, кадровика, менеджера, инструментальщика и пользователя 1С:Предприятие 2013. Кузнецов С.М.