Материалы "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5): учет по новым правилам Дата создания: 28.12.2004 С 1 января 2005 года вводятся новые правила ведения учета для бюджетных учреждений. С этими изменениями мы уже знакомили читателей в предыдущих номерах. В связи с тем, что указанные правила кардинально отличаются от действующих, фирма "1С" выпустила новую редакцию конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" для тех пользователей, которые запланировали перейти на новую инструкцию с 1 января 2005 года. Методисты фирмы "1С" подготовили краткую обзорную статью, которая знакомит с основными возможностями новой редакции. "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5): учет по новым правилам Для тех, кто планирует перейти к применению новой инструкции в течение 2005 года (до 01.10.2005), выпущен новый релиз "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 4), подробнее читайте здесь. Также читайте: "Бюджетный учет: Переход 2005" Подготовка к переходу на новый план счетов бюджетного учета Подготовительные этапы по переходу бюджетных учреждений на новый порядок учета Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5) предназначена для автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений, состоящих на самостоятельном балансе и финансируемых из средств бюджетов на основании сметы доходов и расходов и ведущих учет по Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Минюсте России 05.10.2004 № 6055). Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред.5) - это: стандартная методология бухгалтерского учета; оперативная поддержка законодательства; полнофункциональный комплекс готовых решений по автоматизации основных участков бухгалтерского учета; единый взаимосвязанный технологический процесс обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса; работа в едином информационном пространстве; единый документооборот; однократный ввод данных; использование государственных классификаторов; обмен данными с казначейскими системами; обмен данными с системами типа "Банк-клиент"; загрузка данных из других программ; формирование бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде; возможность подключения внешних отчетов, сохранение любой отчетной информации в виде excel-файлов и многое другое. Типовая конфигурация является готовым решением, которое можно сразу использовать в большинстве бюджетных учреждений - получателей бюджетных средств. Учитывая потребность финансовых органов в централизации учета, в конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5) реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (структурных подразделений учреждения) в одной информационной базе с получением как общих, так и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Помимо раздельного учета по учреждениям, конфигурация поддерживает до 5 разрезов аналитического учета. В конфигурации также предусмотрена работа с распределенными информационными базами и другие возможности. Конфигурация предоставляет возможность ведения синтетического и аналитического учета в объеме, регламентируемом Инструкцией по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н). При этом учет средств, имущества и обязательств может вестись как в рублях, так и в иностранной валюте. Каждый раздел учета в конфигурации - это автономный методически выверенный технологический цикл учета отдельных видов имущества, средств, обязательств в рамках единой типовой конфигурации, который предусматривает получение всех необходимых первичных учетных и отчетных документов. Готовые решения по автоматизации учета Типовая конфигурация представляет собой полнофункциональный комплекс готовых решений для поддержки автоматизированного учета на тех участках, которые чаще всего встречаются в практике финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Учет нефинансовых активов - основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов в разрезе номенклатуры, мест хранения, материально ответственных лиц. Учет финансовых активов: учет наличия и движения денежных документов и наличных денежных средств в кассе, в том числе в иностранной валюте; учет движения денежных средств на счетах, открытых в кредитных организациях, в том числе в иностранной валюте; учет финансовых вложений: депозитов, акций, облигаций и др.; учет расчетов с дебиторами по доходам, по выданным авансам, по подотчетным суммам, по недостачам и др. Учет обязательств: учет расчетов с поставщиками и подрядчиками; учет расчетов с работниками*; учет расчетов по платежам в бюджеты; учет расчетов с другими кредиторами. Учет финансового результата деятельности учреждения. Учет санкционирования расходов бюджетов: учет сметных назначений; учет утвержденных лимитов бюджетных обязательств; учет и контроль исполнения принятых бюджетных обязательств. Учет операций по лицевым счетам, открытым в органах казначейства или кредитных организациях, электронный обмен данными с казначейскими системами и системами типа "Банк-клиент". Учет счетов-фактур, ведение книг покупок и продаж. Примечание: * В конфигурации не предусмотрен расчет заработной платы. В ней отражаются результаты расчета заработной платы, произведенные вручную или с помощью специализированной программы, например, "1С:Зарплата и Кадры". Реализован обмен данными с программой "1С:Зарплата и Кадры". Казначейское исполнение бюджета В соответствии с положениями статей 42, 161, 221 БК РФ бюджетные учреждения обязаны составлять и представлять в органы федерального казначейства (ОФК) сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - внебюджетные средства). В конфигурации предусмотрено составление смет как по бюджетным, так и по внебюджетным средствам бюджетополучателей, а также ведение учета сметных назначений, ЛБО, ассигнований. Учет сметных назначений, ассигнований, ЛБО, а также кассовых расходов бюджетных средств должен вестись в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов бюджетной классификации РФ. Учет сметных назначений внебюджетных средств должен вестись в разрезе классификации доходов и экономической классификаций расходов бюджетов бюджетной классификации РФ. В конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5) организован соответствующий аналитический учет сметных назначений, ассигнований, ЛБО и кассовых расходов. В составе программы поставляются бюджетные классификаторы прямых получателей бюджетных средств, разделов и подразделов, целевых статей, видов расходов, доходов и экономическая классификация расходов бюджетов РФ. Это позволяет классифицировать любую сумму утвержденных сметных назначений (ЛБО, ассигнований), произведенных расходов по ведомственной, функциональной и экономической классификациям расходов и автоматизировать составление бухгалтерской отчетности, представляемой в органы казначейства для сверки данных и утверждения. При изменении классификаторов в законодательном порядке соответствующие изменения оперативно вносятся в обновления (релизы) программы. Предусмотрен механизм загрузки обновленных классификаторов в информационную базу пользователя. В конфигурации предусмотрено также: автоматическое формирование в платежных поручениях платежных реквизитов для лицевых счетов, открытых в органах казначейства, согласно Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (утверждена приказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н); формирование к платежному поручению реестра и расшифровки суммы платежа по кодам бюджетной классификации; возможность задавать шаблон формирования поля "Назначение платежа" в платежных поручениях в соответствии с требованиями местных органов казначейства. Минфином России утверждены единые Требования к форматам текстовых файлов с данными документов, используемых при информационном взаимодействии органов федерального казначейства с получателями и распорядителями средств федерального бюджета. C 2003 года бюджетные учреждения, осуществляющие расчеты через ОФК, должны представлять в казначейство данные о платежных документах в электронном виде в соответствии с Требованиями. В конфигурации предусмотрены ввод и хранение сведений, необходимых для отражения в платежных документах и формирования платежного файла для органов казначейства. Органы казначейства, учрежденные органами местного самоуправления, могут разрабатывать свои форматы платежного файла, поэтому для формирования платежных файлов в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" (ред. 5) используются внешние обработки, изменение которых не требует изменения конфигурации. Использование внешних обработок для формирования платежного файла позволяет также оперативно их изменять и доводить до пользователей через ИТС, линию консультаций фирмы "1С". В поставку "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" (ред. 5) входят внешние обработки для формирования платежных файлов для органов федерального казначейства и ФКУ г. Москвы. Для формирования платежных файлов с учетом местной специфики можно модифицировать поставляемые вместе с конфигурацией обработки либо создавать новые, своими силами или с помощью специалистов сети "1С:Франчайзинг". В конфигурации предусмотрена загрузка данных казначейской выписки об операциях, проведенных по лицевому счету получателя средств федерального бюджета. Электронный документооборот между бюджетополучателями и органами казначейства позволяет исключить повторный ввод данных о расчетных операциях и тем самым исключить возможные ошибки ввода, что существенно сокращает время и трудозатраты на обработку платежей как в органах казначейства, так и в бюджетных учреждениях. Тем самым ускоряется прохождение платежей. В конфигурацию включен отчет "Реестр закупок". Отчет предназначен для формирования Реестра закупок в соответствии со статьей 73 БК РФ. В отчете отражается информация о полученных за заданный период товарах, работах, услугах, стоимость единицы которых не превышает 2 000 МРОТ. Следует отметить, что в конфигурацию постоянно включаются новые возможности по автоматизации специфики казначейского исполнения бюджета. Масштабируемость В зависимости от объема бухгалтерских данных и технологии документооборота в учреждении, конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 5) может использоваться с программой "1С:Бухгалтерия 7.7" ("1С:Предприятие 7.7" с компонентой "Бухгалтерский учет"): профессиональной, сетевой версий, а также версии для SQL (клиент-сервер). Применив компоненту "Работа с распределенными информационными базами" (поставляется отдельно), можно организовать единую систему учета в учреждениях и организациях, имеющих территориально-удаленные подразделения, не связанные локальной сетью. Постоянное реформирование бухгалтерского и налогового учета также обуславливают необходимость внесения изменений в конфигурацию. Нововведения в законодательстве требуют изменения методологии учета. Поэтому регулярно выпускается обновление всей конфигурации, как целостного методологического решения. Обновления не только типовых конфигураций, но и самой программы "1С:Бухгалтерия" предоставляются пользователям бесплатно. При этом предусмотрена технология подключения обновлений с сохранением информационной базы и пользовательских настроек. Кроме того, ежеквартально обновляется комплект регламентированной отчетности. Важное место занимает ежемесячное комплексное информационно-технологическое сопровождение на компакт-диске в рамках проекта ИТС. Например, при наличии доступа к Интернет подписчики ИТС могут оперативно получать и подключать к типовой конфигурации новые комплекты регламентированной отчетности, получать обновления конфигурации. © АОЗТ "1C", 2000-2003 г. Перепечатка и иное использование материалов возможно только с письменного разрешения "1С"