МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)

 

БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  

(ПЕРЕПОДГОТОВКИ)

 

Инспектор кадровой службы

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями

 

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

- Приказа  Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"

 

- локальных нормативных актов ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

 

Контактные телефоны \ факс                                                                   Тел/факс 577-45-87   E-mail: tatusk11@mail.ru

 

МИССИЯ ПРОГРАММЫ

Основная миссия - удовлетворять потребности слушателей в повышении их квалификации для увеличения конкурентоспособности на рынке труда. Предоставление им возможности повысить свои профессиональные компетенции в выбранной отрасли деятельности.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель повышение профессионального уровня технологии ведения кадрового учета, с использованием  возможностей предоставляемой программой «1Сарплата и Управление Персоналом».

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

      - формирование профессиональных компетенций в системе компьютерного учета кадров и работы с персоналом предприятия;

      - выработка навыков комплексно применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность современного специалиста в рамках использования актуальных версий програмы «арплата и Управление Персоналом» ;

       - освоение основных возможностей поиска, предоставления и обработки информации с применением современных технических средств коммуникаций и связи.

 

ПЕРЕЧНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ

(С учетом того, что средний возраст обучающихся около 40 лет, имеющих свыше 10 лет стажа, многие имеют высшее или среднее профессиональное образование и опыт работы по данной или смежной специальности.)

 

Выпускники программы, успешно завершившие курс обучения и прошедшие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом должны обладать общими и профессиональными компетенциями.

 

Общие компетенции включают в себя способность:

         1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. С

         2. Создания индивидуального нормативного стиля общения в зависимости от положения субъекта в обществе и коллективе; овладение (совершенствование) разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения  в кризисной жизненной, техногенной, политической,  экономической, климатической и производственной ситуации; способность корректировать (сдерживать) в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

           3. Адекватной оценки своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самообразованию, разумному риску, ответственности (административной, дисциплинарной, моральной и уголовной), самоутверждению и самореализации в коллективе, профессии и жизни. Способность правильно воспринимать критику.

           4. Готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию; обладание коммуникативной культурой, культурой речи; умение работать с потоком информации, выделяя из него главное и второстепенное; различая причины и следствия, объективность в суждениях, правовая культура, порядочность, честность, чувство меры; способность к самостоятельным выводам и действиям в условиях неопределенности, способность к адаптации в новых и изменяющихся условиях.

           5. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

           6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Специалист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

              1. Знать трудовое законодательство, законодательные и нормативные правовые акты РФ, в т.ч. локальные, которые не должны противоречить и умалять (ужесточать) вышестоящие, методические материалы по ведению документации по учету и движению персонала; структуру и штаты предприятия его специализацию, специфику и цели;  порядок оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников предприятия; порядок установления наименований профессий рабочих и должностей служащих, общего и непрерывного стажа работы, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам; порядок ведения банка данных о персонале предприятия с учетом наиболее рационального использования возможностей программы «1Сарплата и Управление Персоналом».

              2. Вести учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной документации, оформлять прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другими установленными актами по кадрам, осуществлять поиск и подбор персонала на открытые вакансии, проводить первичные собеседования, организовывать встречи кандидата с будущими руководителями и контролировать их проведение.

              3. При приеме на работу знакомить сотрудника с положениями о дисциплине в организации, о рабочем времени и времени отдыха, вести учет и выдачу служебных удостоверений, пропусков и т.п., направлять на инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите, правилам и нормам охраны труда, на курсы повышения квалификации и переподготовки и контролировать их прохождение.

              4. Формировать и вести личные дела работников, вносить в них изменения,  подготавливать необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления на работников к поощрениям и награждениям или различного рода взысканий,  заполнять, учитывать и хранить трудовые книжки, производить подсчет трудового стажа, производить записи в трудовых книжках о поощрениях и награждениях работающих; готовить и выдавать справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников для представления в другие учреждения, производить регистрацию приема и выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним; вносить информацию о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, следить за своевременным обновлением программы «1Сарплата и Управление Персоналом».

               5. Вести учет предоставления отпусков работникам, осуществлять составление и соблюдение графиков очередных отпусков, оформлять карточки пенсионного страхования, другие документы, необходимые для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, контролировать установление льгот и компенсаций, анализировать движение и причины текучести кадров, участвовать в разработке мероприятий по ее снижению, подготавливать документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив и осуществлять сдачу.

               6. Обладать стрессоустойчивостью в критических ситуациях, соблюдению корпоративных интересов (учитывая свои). Уметь поддерживать здоровую (деловую, позитивную) обстановку в коллективе, но решительно пресекать противоправные или неэтичные поступки коллег, адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самообразованию, саморазвитию, разумному риску, ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной и моральной).

                7. Профессионально важные качества: профессиональная память, профессиональное мышление, профессиональная мобильность и культура труда, профессиональное поведение, деловой этикет, реальное владение информационными технологиями, обобщение опыта и стремление к профессиональному росту.

 

 

 

 

1. Организационно-педагогические условия

Учебный курс программы повышения квалификации (переподготовки)   «Инспектор кадровой службы» включает в себя:

-Блок социально-экономических дисциплин. Основы трудового законодательства.

- Блок общепрофессиональных дисциплин. Общий менеджмент.

-Блок профилирующих дисциплин. Управление персоналом. Деловая коммуникация. Практический менеджмент. Конфликтология. Кадровое делопроизводство.  «1С: Зарплата и управление персоналом»

     Программа "Инспектор кадровой службы" предназначена для совершенствования теоретических и практических навыков в области кадрового учета и  расчета заработной платы. Полученные знания помогут не только автоматизировать расчет заработной платы, но и организовать учет сотрудников, регистрировать служебные перемещения, получать статистические справки по кадровому составу. Универсальность системы позволяет реализовать гибкий подход к решению этих задач и получать любые отчетные документы.           Практические занятия осуществляется на контрольном примере с использованием различных форм оплаты труда и графиков работы. Расчеты осуществляются за период с января по июль месяц текущего года. Из месяца в месяц условия контрольного примера усложняются. Что позволяет слушателям постепенно закреплять полученные знания и отрабатывать навыки работы.

 

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебного курса слушатели должны:

Иметь представление:

-        о системе организации труда, расчета заработной платы, кадрового учета, работы с персоналом и персональными данными;

-         о программных продуктах «1Средприятие» в целом;

-         об основных отличиях разных версий программ «1Сарплата и Управление Персоналом»;

-         об основных особенностях использования программы на различных операционных системах и гаджетах;

-         об «облачных технологиях»;

-         о порядке взаимодействия со связанной с «1Сарплата и Управление Персоналом» программой «1С:Бухгалтерия предприятия»;

-         о требованиях к «железу» при работе с различными версиями программы.

-         взаимосвязи дисциплины «Делопроизводство» с другими общепрофессиональными  дисциплинами, такими как гражданское, трудовое, информацинное и административное право, управление персоналом, информатика.

О современном состоянии применения систем документации

 

Знать:

-         действующие требования нормативных документов по кадровому учету;

-         назначение и содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и прекращения;

-         понятие дисциплины труда и трудового распорядка, виды и порядок применения дисциплинарных  взысканий;

-         виды рабочего времени и отдыха, порядок исчисления стажа работы, дающего право на отпуск;

-         понятия и условия наступления материальной ответственности, виды материальной ответственности работника и работодателя, случаи полной материальной ответственности, порядок взыскания ущерба;

-         способы защиты трудовых прав работников, понятие и разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства;

-         цели и задачи управления организациями;

-         понятие менеджмента;

-         цели и задачи управления организациями;

-         особенности управления организациями различных организационно – правовых форм;

-         формы построения взаимоотношений с сотрудниками;

-         технику личной работы руководителя;

-         сущность и классификацию стилей управления;

-         сущность стратегического менеджмента

-         формы планирования, виды планов, основные стадии планирования;

-         процесс стратегического планирования;

-         правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

-         организацию планирования персонала;

-         внешние и внутренние факторы, влияющие на управление персоналом;

-         особенности проектирования рабочих мест и структуры организации;

-         формы и методы отбора и найма персонала;

-         приемы тестирования и оценки персонала;

-         понятие руководства и власти;

-         принципы управление человеком и группой;

-         стили управления и факторы его формирования, связь стиля управления и ситуации;

-         психотехнику управления и самотренировки;

-         основные ГОСТы  на организационные и распорядительные документы;

-         виды распорядительных документов;

-         порядок подготовки и выпуска распорядительных документов;

-         документирование приема на работу, перевода на другую работу, увольнения работника;

-         основные возможности различных приложений и пакетов прикладных программ в осуществлении профессиональной деятельности;

-         основные возможности и методы поиска, предоставления и обработки информации с применением современных технических средств коммуникаций и связи;

-         назначение, возможности и отличительные особенности программы «1Сарплата и Управление персоналом»;

-         структуру, основные алгоритмы и принципы работы с программой;

-         организацию учета кадров и работы с персоналом в рамках программы;

-         систему помощи и технической поддержки в рамках программы;

-         принципы начальной настройки программы, настройки ведения учета, настройки прав и интерфейса пользователей;

-         основную терминологию программы 1С;

-         о наличии специально подготовленных классификаторов, их источников и способах загрузки;

-         особенности и варианты ведения основных справочников программы;

-         назначение и принцип использования конфигуратора;

-         алгоритмы работы с физическими лицами и сотрудниками в рамках программы;

-         алгоритмы работы с кадровыми операциями, ввода персональных данных;

-         алгоритмы начисления, расчета и выплаты зарплаты, НДФЛ и взносов;

-         алгоритмы формирования различного вида отчетов;

-         алгоритмы ведения воинского учета;

-         выбор форм  документов и отчетов при выводе на печать;

-         способы сохранения информации.

 

Уметь:

-         оформлять приказы о приеме на работу;

-         оформлять приказы о кадровом перемещении;

-         вводить и рассчитывать больничные листы;

-         оформлять штатное расписание и график отпусков;

-         осуществлять расчет отпусков разного типа и оформлять отпускные записки;

-         вводить разовые или долгосрочные доплаты, надбавки и удержания;

-         оформлять приказы о выплате премии, как подразделениям, так и отдельным сотрудникам;

-         оформлять приказы о работе в выходные и праздничные дни;

-         проводить перерасчеты "задним числом";

-         вести табельный учет;

-         использовать различные графики работы;

-         использовать различные формы оплаты труда;

-         рассчитывать разнообразные доплаты от доплаты к окладу до надбавки "за выслугу лет";

-         оформлять и рассчитывать различного рода удержания из зарплаты;

-         оформлять выплату пособий по беременности, при рождении ребенка, на похороны, по уходу за детьми до 1,5 и до 3 лет;

-         осуществлять компенсационные доплаты за работу в вечернее и ночное время, оплату сверхурочных часов;

-         формировать стандартные отчеты и формы для представления в налоговые и прочие органы;

-         рассчитать зарплату, выплатить и рассчитать налоги и взносы;

-         проводить межрасчетные выплаты заработной платы;

-         депонировать суммы, не выданные по платежным ведомостям;

-          учитывать долги по заработной плате прошлых периодов;

-         оформлять увольнение с расчетом компенсации отпуска, выходного пособия; и т.п.;

-         уверенно работать в программе «1Сарплата и Управление Персоналом»;

-         осуществлять алгоритм действий по настройке программы;

-         пользоваться возможностями использования информации справочников и классификаторов при воде информации о физических лицах и сотрудниках в рамках программы;

-         осуществлять алгоритм действий при наборе персонала, вакансии, кандидаты, состояние заявок кандидатов и т.д.;

-         осуществлять алгоритм действий по учету и контролю за прохождением учебных курсов, участия сотрудников в различного рода мероприятиях;

-         пользоваться подсказками «F1»;

-         редактировать производственный календарь, формировать графики работы;

-         осуществлять алгоритм действий при приеме на работу, кадровых перемещениях, увольнении, оформлении договора «подряда»;

-         осуществлять алгоритм действий при вводе информации об отпусках различного вида, командировках, неявок и болезни;

-         осуществлять алгоритм действий при вводе информации о личных и стандартных льготах по НДФЛ, инвалидности, гражданстве и т.д.;

-         осуществлять алгоритм действий по начислению, расчету зарплаты и выплате;

-         устанавливать фильтры отбора в журналах, использовать возможности поиска;

-         просматривать проводки формируемые операциями;

-         отслеживать структуру подчиненности документов и максимально использовать возможности ввода «на основании»;

-         предвидеть результаты своих действий;

-         удалять и исправлять ошибочно или неправильно введенную информацию;

-         читать отчеты и раскрывать нужные пункты;

-         вводить информацию с входящих первичных документов;

-         формировать исходящие документы и выбирать необходимые печатные формы;

-         проводить необходимые обработки и формировать различного рода кадровые, расчетные, статистические, табельные отчеты, личные карточки и т.д.;

-         формировать регламентированные отчеты для сдачи в налоговые органы и фонды;

-         формировать оперативные данные для руководителей предприятия.

 

Иметь (получить) практический опыт:

-         документирования различного рода кадровых операций и ведения кадрового учета в «бумажном» виде в соответствии с правилами делопроизводства, правовыми актами и трудовым кодексом РФ;

-         работы в программе «1Сарплата и Управление Персоналом» на всех основных участках учета;

 

Связь с другими курсами:

         Изучение дисциплины способствует развитию познавательной деятельности, предприимчивости, умению анализировать ситуации, принимать управленческие решения, прогнозировать результаты кадровой политики предприятия. Материал дисциплины увязывается с дисциплинами: «Менеджмент», «Бухгалтерский учет»,  «Налоги  и  налогообложение»,   «Основы права»; «Автоматизированные системы обработки информации».

Описание методов обучения.

            В процессе обучения используются лекционно-семинарские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводятся дискуссии по актуальным проблемам управления. Основная задача дисциплины состоит в совершенствовании практических навыков слушателей в области нформационных систем и технологий в профессиональной деятельности

       Вследствие прикладного характера изучаемой программы основной упор сделан на практические занятия с применением соответствующего программного обеспечения. При проведении практических занятий группа делится на подгруппы.

       Практические занятия проводятся по единой авторской программе  без разделения на отдельные лабораторные работы, т.к. ограничения определенными рамками выполнения объема усваиваемого материала за занятие тормозит усвоение материала у наиболее подготовленных студентов. Наличие большого количества источников информации, в том числе раздаточных и вспомогательных материалов не требует проведения большого количества лекций – дефицита в учебниках нет.

        Занятия проводятся в постоянном общении преподавателя и студентов, в режиме вопрос – ответ, что способствует усвоению программы и позволяет вносить своевременные исправления по ходу работы с программным обеспечением.

            В качестве базового программного обеспечения выбор сделан на последние актуальные конфигурации программ «1С: Зарплата и управление персоналом» Фирмы «1С», признанного монополиста в данной отрасли. 

        Для использования в качестве базовых в части элементов делопроизводства, рекламы и анализа в работе бухгалтера выбраны приложения  Microsoft Office Word  и справочно-правовая система КонсультантПлюс, как наиболее распространенные.

Формы контроля знаний:

Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей по учебному курсу подразделяется на текущий контроль и итоговую аттестацию.  Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе занятий, сдачей зачетов. Итоговая аттестация проводится в форме электронного тестирования и решения трех (случайная выборка) типовых заданий в специально подготовленной экзаменационной базе.

 

     В качестве учебных пособий используется:

-         авторские презентации 1С: Предприятия;

-          специально подготовленный тест-тренинг (комплект различных заданий по использованию в профессиональной деятельности различных приложений и средств поиска нужной информации);

-         специально подготовленный и постоянно пополняемый комплект полезных для бухгалтера электронных материалов «Триада»;

-         специально подготовленный оригинальный комплект различных тестов по типовым конфигурациям «1С: Предприяте» и информационным технологиям, реализованный в рамках программы «1Скзаменатор» объемом более 400 вопросов;

-         авторские программы (методички) практических занятий.

 

2. Содержание учебного курса

Блок социально-экономических дисциплин

Раздел 1. Основы трудового законодательства

Тема 1.  Трудовой договор. Условия трудового договора. Оформление трудовых отношений.

          Содержание трудового договора. Существенные условия трудового договора. Дополнительные условия трудового договора. Испытания при приеме на работу. Порядок приема на работу. Изменение трудового договора.

Практическая работа:

Составление трудового договора. Тестовые задания по трудовому договору.

 

Тема 2.  Прекращение трудового договора. Порядок увольнения работников по различным основаниям.

         Общие основания расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по соглашению сторон. Расторжение срочного трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника, по инициативе работодателя.

Практическая работа:

Оформление приказа о расторжении трудового договора.

 

Тема 3.Дисциплина труда. Рабочее время и время отдыха.

          Понятие дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Поощрения за труд. Дисциплинарные взыскания. Рабочее время и его виды. Режим и учёт рабочего времени. Время отдыха и его составляющие. Нерабочие праздничные дни  и отпуска.

Практическая работа:

Порядок применения дисциплинарных   взысканий.

Выполнение тестовых заданий по теме.

 

Тема 4. Материальная ответственность сторон трудового договора.

          Понятие и основные виды материальной ответственности. Материальная ответственность работодателя перед работником. Материальная ответственность работника.

Практическая работа:

Оформление договора о полной материальной ответственности.

 

Тема 5. Трудовые споры.

          Виды трудовых споров. Способы защиты трудовых споров. Рассмотрение трудовых споров в судах.

 

Блок общепрофессиональных дисциплин

Раздел 2. Общий менеджмент

Тема 1. Внешняя и внутренняя среда организации

     Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала) потребители, конкуренты. Профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

               

Тема 2. Характеристика составляющих цикла менеджмента

     Основные функции менеджмента и их характеристику. Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

 

Тема 3. Система методов управления

          Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно – правовых форм.

 

Тема 4. Процесс принятия решения

     Принятие эффективного решения  в конкретной ситуации. Типы решений и требований, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.     Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка  решений, оценка и принятие решений.

 

Тема 5. Руководство: власть и партнерство

          Понятие руководства и власти. Управление человеком и группой.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики. Стили управления и факторы его формирования.  «Решетка менеджмента» Связь стиля управления и ситуации.

 

Тема 6. Самоменеджмент. Стратегический менеджмент.

          Сущность стратегического менеджмента. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия, цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

 

Тема 7. Управленческое общение

          Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения: начало общения, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

 

Блок профилирующих дисциплин

Раздел 3. Управление персоналом

Тема 1. Система управления персоналом

           Организация планирования персонала. Внешние и внутренние факторы, влияющие на управление персоналом. Особенности проектирования рабочих мест и структуры организации.

 

Тема 2. Кадровое планирование

          Общие принципы планирования персонала. Определение потребности в персонале. Технология кадрового планирования, планирование затрат на персонал.

 

Тема 3. Отбор и наем персонала

          Критерии отбора, процесс принятия решения. Этапы отбора и их особенности. Процесс найма персонала, приемы тестирования и оценки персонала.

 

Тема 4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация

          Требования предъявляемые к определенной профессии. Типологические и личностные особенности, классификация профессии, классификация видов адаптации.

 

Тема 5. Управление деловой карьерой

          Этапы развития карьеры. Варианты и виды карьеры. Индивидуальное планирование карьеры сотрудников. Совмещение индивидуального и организационного планирования карьеры, кадровый резерв. Планирование кадрового резерва.

 

Раздел 4. Деловая коммуникация

Тема 1. Коммуникативная компетентность специалиста

          Умение применять в профессиональной деятельности многообразные формы делового общения:  вести беседы,   деловые совещания,   собрания,  дискуссии, дебаты, пресс-конференции, переговоры и презентации. Формировать привлекательный имидж и эффективно использовать элементы невербалики: улыбку, приятное выражение лица, адекватные слова и ситуации, жесты, позы и телодвижения, интонации и другие сигналы, свидетельствующие об информированности и знаний делового этикета

 

Тема 2. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров

          Психогеометрические характеристики личности. характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности и переговоров

 

Тема 3. Формы деловой коммуникации

          Деловые разговоры, беседы по телефону, публичная речь, самопрезентация.

 

Раздел 5. Практический менеджмент

Тема 1. Изучение кадровых документов (Модель рабочих мест)

          Психотехника управления и самотренировки.

Проведение тестов. Диагностика профессиональной пригодности специалиста. Проведение теста: «Самооценка личности». Проведение теста: « Оценка характера». Ортобиотика.  Формула выживаемости.

 

Раздел 6. Конфликтология

Тема 1. Конфликт. Структура конфликта. Типология.

          Конфликт: его сущность и основные структурные характеристики. Причины конфликтов. Модель процесса конфликта. Последствия конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Конфликт и толерантность как качества личности. Пути и способы разрешения конфликта. Практикум: «Познай себя и других»

Раздел 7. Кадровое делопроизводство

Тема 1. Нормативная база делопроизводства.

          Цели и задачи  дисциплины «Делопроизводства». Связь дисциплины с другими  учебными дисциплинами. Роль делопроизводства в работе современной организации. Значение правильности организации делопроизводства. Оперативное делопроизводство, его технология. Этапы модернизации.

 

Тема 2. Организационные и распорядительные документы.

          Устав, реквизиты устава. Положение, реквизиты положения. Инструкция, реквизиты инструкции

Решения. Распоряжения. Приказы. Выписки из распорядительных документов. Макеты документов.

Практические занятия:

Оформление организационных документов.

Составление и оформление приказов; выписки из приказа.

Составление и оформление решений, распоряжений.

 

 

Тема 3. Документация по трудовым отношениям. Правило оформления основных кадровых операций.

          Документация  по личному составу. Документирование при приеме работника, переводе, увольнении. Трудовые договоры (контракты). Приказы по личному составу. Типовые межотраслевые формы приказов. Макет приказа по личному составу. Трудовая книжка: вкладыш, дубликат. Персональные данные сотрудника. Личная карточка: основные разделы. Личное дело, документы входящие в состав личного дела.

Практические занятия:

Составление и оформление трудовых договоров, резюме.

Составление приказов по личному составу.

Оформление документов по личному составу.

 

Раздел 8. «1С: Зарплата и управление персоналом» 8.2

Тема 1. Введение, назначение, особенности "1С: Предприятие". Краткая история, состав, взаимосвязи.  "1Сарплата и Управление Персоналом". Основные принципы.

          Основные компоненты «1Средприятие» («1С:Бухгалтерия предприятия», «1С: Зарплата и управление персоналом», «1Справление торговлей»),  другие компоненты «1С:Предприятие» и взаимосвязь между  ними. Краткий обзор программных продуктов других фирм Структура конфигурации. Основные отличия различных версий.  Режимы «Конфигуратора» и  «Пользователя», функциональные возможности.

 

Тема 2. Стартовый помощник, начальная настройка программы, начальное заполнение информационной базы

         Терминология.  Начальная настройка программы и ввод общей информации о своем предприятии осуществляется при помощи специальной обработки Стартовый помощник. Функциональные возможности программы (панель функций). Структура конфигурации (основные элементы): справочники, документы, журналы документов различного вида, отчеты.

 

Тема 3. Заполнение основных справочников, и классификаторов, формирование штатного расписания и особых графиков работы

         До начала работы, приема на работу, рекомендуется заполнить минимально необходимые справочники и классификаторы. Подразделения, Должности в соответствии с классификатором, производственный календарь (пятидневка и шестидневка), основные графики работы и т.д.

 

Тема 4. Особенности заполнение справочников Физических лиц и Сотрудников. Прием на работу «старых» сотрудников.

          Очередность заполнения справочников, обязательные реквизиты, взаимосвязь между этими справочниками, алгоритм действий по приему на работу. отражение операций в справочниках и журналах. Структура подчиненности.

 

Тема 5. Расчет заработной платы по данным кадрового учета, выплата, НДФЛ и взносы, основные принципы и алгоритм.

          Принципы расчета зарплаты, алгоритм начисления, расчета, выплаты, налоги и взносы. Способы проверки и внесения изменений. Печатные документы, отражение в учетных регистрах и журналах.

 

Тема 6. Ввод кадровой информации, персональных данных, о семье, воинском учете, образовании, стаже, прохождении обучения. Личная карточка.

          При вводе кадровой информации рекомендуется наличие заранее подготовленных классификаторов, адаптированных под условия данного предприятия: Документы, удостоверяющие личность, виды специальностей по образованию, семейное положение физических лиц, степени родства,  виды стажа, страны мира, языки народов мира, степень знания языков, учебные заведения и совершенно необходим Адресный классификатор. Результаты ввода – форма-Т2.

 

Тема 7. Набор персонала. Открытие и закрытие вакансии, работа с кандидатами, алгоритм работы. 

          Набор персонала осуществляется по заявкам, например, руководителей подразделений при наличии свободных вакансий в штатном расписании. Требования к кандидатам формулирует его будущий руководитель, но в рамках законодательства. Необходимость доказывать необходимость вакансии – его проблема. Алгоритм работы кадровика может быть различным.

 

Тема 8. Прием на работу нового сотрудника,  внешнее и внутреннее совместительство.

         Алгоритм приема на работу. Необходимые документы и их формы. Взаимодействие с расчетчиком зарплаты. Необходимые для заполнения реквизиты. Особенности ввода внутреннего и внешнего совместителя.

 

Тема 9. Кадровое перемещение,  отпуск без оплаты, регистрация участия сотрудников в мероприятии. Отражение в зарплате. График отпусков.

         Изменение оклада должности, фамилии, льгот и т.п. оформляется приказами на внутреннее перемещение. Ввод информации о невыходе обязанность кадровика, а расчетчик должен своевременно получить данную информацию, оформить свои документы и учесть данный факт при расчете зарплаты.

 

Тема 10. Увольнение, компенсация отпуска, справка о доходах  2-НДФЛ, различные формы оплаты труда.  Регламентированные и статистические отчеты.

         Увольнение производится  по ТК в соответствии с приказом и по определенным статьям. Оформление компенсации за неиспользуемый отпуск и т.д., а также своевременная выплата зарплаты (расчет) и выдача формы 2-НДФЛ – совместная проблема кадровика, расчетчика и бухгалтера. Виды форм оплаты труда, алгоритм их применения и практические последствия. Квартальная отчетность: РСВ-1 ПФР, 4-ФСС, среднесписочная численность и т.д. – формируется автоматически в электронном виде, но может быть изменена.

 

Тема 11. Табель, ввод новых видов начислений, договор подряда, межвыплаты. НДФЛ и страховые взносы.

         Табельный учет, алгоритм ведения в рамках программы. Порядок ввода новых видов начислений, их вид, на, что следует обращать внимание и как они отразятся в зарплате. Оформление межвыплат и их отражение в расчетной ведомости и регистрах учета. Договор гражданско-правового характера и особенности его налогообложения, алгоритм и форма ввода.

 

Тема 12. Очередной отпуск, аванс, испист, различные пособия, мат. помощь, больничный лист, алгоритм, отражение в зарплате.

         Алгоритмы и особенности ввода информации о неявках с точки зрения кадровика и расчетчика, порядок взаимодействия служб и отражение в учете. Авансы, их расчет, выплата и отражение. Виды больничных листов, причины нетрудоспособности, временные рамки, регистрация, особенности расчета. Оформление исполнительного листа.

 

Тема 13. Планирование обучения, командировка, нерезидент, сложные случаи льгот по НДФЛ, различного рода оперативные отчеты, списки и т.п.

         Необходимость планирования затрат на обучение. Оформление командировки, сверхнормативные расходы и их налогообложение. Формирование различного рода отчетов и списков по запросам руководителей, органов статистики, военкомата, органов власти и т.п.

 

Тема 14. Конфигуратор и конфигурирование.

          Запуск конфигуратора, назначение, возможности использования, техника безопасности, сохранение данных, добавление или изменения пользования, установка ему, пароля, роли, интерфейса и прав. Обновление конфигураций, особенности данной версии программы, техническая поддержка.

 

 

 

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного курса

 

 

     Программа состоит из отдельных блоков (тем), состав которых комбинируется в зависимости от поставленной задачи - специализации конкретной группы. При проведении занятий необходимо учитывать: степень подготовки студентов, индивидуальную и группы в целом (уровень образования);  численность группы; время проведения занятий (утро, вечер); с отрывом от работы, без отрыва;  и т.д. и т.п. Различные особенности конкретной группы, конечно, должны учитываться при определении объема и глубины преподавания дисциплины, перераспределении занятий и т.д.

     В качестве учебных пособий используется:

 - авторская презентация 1С: Предприятия и демонстрационные ролики Фирмы «1С»;

 - специально подготовленный тест-тренинг (комплект различных заданий по использованию в профессиональной деятельности различных приложений и средств поиска нужной информации);

- специально подготовленный и постоянно пополняемый комплект полезных для бухгалтера, менеджера и пользователя программ 1С электронных материалов «Триада»;

- специально подготовленный оригинальный комплект различных тестов по типовым конфигурациям «1Средприяте» и информационным технологиям, реализованный в рамках программы «1С:Экзаменатор» объемом более 400 вопросов;

- авторские программы (методички, раздаточный материал) практических занятий по типовым конфигурациям «1Средприятие»;

- сайт с постоянно обновляемой информацией «Литература для бухгалтера, кадровика, менеджера, инструментальщика и пользователя 1Средприятие»   http://alt-x-narod.ru/

 

 

4. Контрольные задания

     Для самоконтроля усвоения материала студентами очной и заочной форм обучения используются «Листы самоконтроля». Содержание Листов корректируется для каждой группы.

 

          Тест-тренинг 2007-13Excel-Word_Kpl

           Windows. Поиск, копирование, перемещение файлов…; Word. Форматирование документа, поиск нужной информации, использование шаблонов…; Excel. Сортировка, копирование, вставка листа, …; ограничение ввода данных, цвет шрифта, заливки и формата ячеек…; объединение содержимого нескольких ячеек в одну, защита листа; разделение содержания одной ячейки на несколько; форматирование и ошибки в расчетах; Вывод на печать нужного фрагмента; группировка и структурирование таблицы; создание сводной таблицы; форматирование таблицы и создание диаграмм; Word, Excel, СПС КонсультантПлюс и т.д. в практической работе…; презентация Microsoft PowerPoint в практической работе…; интернет, электронная почта.

          Электронное тестирование. Специально подготовленный оригинальный комплект различных тестов по типовым конфигурациям «1Средприяте» и информационным технологиям, реализованный в рамках программы «1С:Экзаменатор» объемом более 400 вопросов по  дисциплинам  учебного плана связанным с информационными технологиями и использованием типовых конфигураций программ «1С:Предприятие».  Тестируемый должен ответить на 20 произвольно выбранных программой вопросов на что отводится 20 минут времени. Для получения 2 (неуд) необходимо правильно ответить на 12 вопросов, 3 (уд) – 14 вопросов, 4 (хор) – 17 вопросов, 5 (отл) – 19 вопросов.

          Экзамен заключается в выполнении двух произвольно выбранных типовых заданий моделирующих текущую работу бухгалтера в специально подготовленной экзаменационной базе. Правильность выполнения задания проверяет преподаватель.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

     Все практические занятия проводятся в специально подготовленной аудитории оборудованной современными персональными компьютерами, необходимыми мультимедийными устройствами и доступом к интернету.

 

(ПК с 4ГБ ОЗУ, Windows 7, Microsoft Office 2010, 1Средприятие 8.3, «1С:Зарплата м Управление Персоналом», 1С:Экзаменатор. Презентации, демонстрационные ролики Фирмы «1С» и ее партнеров.)