"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 35 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С 1 января текущего года Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. Приказов Минфина России от 20.01.2005 N 4н, от 23.03.2005 N 47н) утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Безусловно, указанный Приказ преследует цель достижения соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы. Однако при этом он несколько усложняет заполнение платежных документов на перечисление налогов и сборов, увеличивая вероятность технических ошибок, что может повлечь за собой негативные финансовые последствия. Особенно усложняется указанная процедура для индивидуальных предпринимателей, которые часто перечисляют налоги и сборы наличными денежными средствами, используя при этом квитанции по форме ПД-4. Данные квитанции заполняются обычно вручную, что увеличивает вероятность ошибки при отражении нужного кода бюджетной классификации, в результате чего налоговые платежи числятся как "невыясненные поступления", не попадая при этом в соответствующую карточку лицевого счета налогоплательщика. Возможно, что введенный в действие с 1 января 2005 г. Приказ Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ N 116н) нацелен на некоторое облегчение идентификации налоговых платежей, перечисленных в 2005 г., однако в отношении сумм налоговых платежей, перечисленных в предыдущие годы, действует порядок, регламентируемый Приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ N 91н), утратившим силу с 1 января 2005 г. Согласно п. 14 разд. IV Приказа N 91н все платежи, поступившие на счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской федерации", принадлежность которых к виду дохода не установлена, по истечении двух месяцев со дня их зачисления перечислялись органами федерального казначейства в доход федерального бюджета. В отношении же неидентифицированных сумм налоговых платежей, перечисленных в 2005 г., действует вступивший в силу с 1 января 2005 г. Приказ N 116н, из которого исключен приведенный выше порядок списания невыясненных поступлений в доход федерального бюджета. Ошибочное перечисление допущено в 2005 г. Рассмотрим вначале эту проблему на примере возможного ошибочного перечисления налоговых платежей в 2005 г. Предприниматель, перечисляя единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (КБК 18210501020011000110) по квитанции ПД-4 в сумме 1000 руб., ошибочно указывает неправильный номер кода бюджетной классификации. Что произойдет с данным платежом в результате такой технической ошибки? Согласно Приказу N 116н поступления по расчетным документам, в которых указан несуществующий код бюджетной классификации, учитываются как неклассифицированные невыясненные поступления. В рассматриваемом нами случае данные денежные средства зачисляются Управлением федерального казначейства на код бюджетной классификации "Неклассифицированные невыясненные поступления". При этом в карточке лицевого счета предпринимателя по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, образуется недоимка в размере 1000 руб., хотя указанный налог был им уплачен. Относительно сумм налоговых платежей 2005 г. ситуация разрешается достаточно просто. Предпринимателю, допустившему техническую ошибку в платежном документе, следует незамедлительно обратиться с заявлением в налоговую инспекцию о зачислении указанной суммы на правильный код бюджетной классификации. К заявлению следует приложить ксерокопию квитанции, а также выписку из банка, где будет указано, в какой сумме указанную квитанцию перечислили на бюджетный счет. В таком случае налоговый орган произведет зачет этой суммы с кода бюджетной классификации "Неклассифицированные невыясненные поступления" на единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (КБК 18210501020011000110). Платеж осуществлен в предыдущие годы Однако эта ситуация значительно осложняется, если речь идет о налоговом платеже, перечисленном в предыдущие годы, поскольку подпадает под действие Приказа N 91н. Итак, представим себе, что предприниматель неправильно указал номер кода бюджетной классификации, перечисляя в 2004 г. единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации по квитанции ПД-4 в сумме 1000 руб. ошибка обнаружена по истечении 2-месячного срока, установленного Приказом N 91н для перечисления органами федерального казначейства в доход федерального бюджета сумм, принадлежность которых к виду дохода не установлена. Сумма уплаченного налога, как это было сказано ранее, зачислена как "Прочие доходы, зачисляемые в федеральный бюджет". На основании п. 5 ст. 78 НК РФ зачеты излишне уплаченных сумм налогов производятся только в рамках одного бюджета. Поэтому произвести зачет с кода бюджетной классификации "Прочие доходы, зачисляемые в федеральный бюджет" на код "Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации" не представляется возможным. Оптимальным выходом из данной ситуации для предпринимателя является повторное перечисление единого налога на правильный код бюджетной классификации, а затем подача заявления в соответствующую налоговую инспекцию о возврате на свой счет ошибочно уплаченной суммы налога, зачисленной на код бюджетной классификации "Прочие доходы, зачисляемые в федеральный бюджет", с приложением копии платежного документа и банковской выписки. Однако в рассматриваемом случае предпринимателю необходимо изыскать денежные средства фактически для повторного перечисления налога, но по уже правильным реквизитам. К сожалению, избежать повторного перечисления невозможно, поскольку согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика при отсутствии задолженности по налогам. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Следовательно, возврат платежей налогоплательщику возможен только при отсутствии у него задолженности по налогам. Таким образом, осуществляя повторное перечисление денежных средств с указанием в платежных документах правильных реквизитов платежа, предприниматель ликвидирует недоимку по данному налогу в лицевом счете, который ведется в налоговом органе и как бы искусственно создает у себя ситуацию переплаты, при которой возможен соответствующий возврат денежных средств на его расчетный счет. Поскольку чаще всего возникает последний вариант развития указанной ситуации, рассмотрим более подробно процесс возврата излишне уплаченных сумм налогов, а также проанализируем характерные ошибки, допускаемые предпринимателями и их представителями при проведении данной операции. Предположим, предприниматель ошибочно перечислил в бюджет большую сумму причитающегося к уплате налога. Обычно в такой ситуации он поступает следующим образом. В налоговую инспекцию подается заявление о возврате, к которому прикладывается соответствующий платежный документ. Указанные действия основаны на п. 9 ст. 78 НК РФ, согласно которому возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Поступая подобным образом, т.е. начиная с подачи в налоговый орган соответствующего заявления о возврате платежей, предприниматель совершает тактическую ошибку, приводящую к значительным потерям времени и увеличивающую продолжительность времени по возврату из бюджета денежных средств. Дело в том, что согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Следует отметить, что налоговые органы активно пользуются данным правом. Поэтому на практике предприниматель, подавший в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов, в установленный срок получает ответ с приглашением явиться на выверку расчетов и для составления акта сверки платежей в бюджеты, который будет подписан налоговым органом и налогоплательщиком. Однако такое развитие событий нежелательно для предпринимателя. Во-первых, не производится возврат излишне уплаченного налога в желательный для него срок, а во-вторых, даже при благоприятном для налогоплательщика исходе выверки расчетов ему придется снова направлять письма в налоговую инспекцию и в течение месяца ждать возврата. Кроме того, следует отметить, что налоговый инспектор, отправляя письмо с приглашением провести выверку расчетов, не нарушает сроков, установленных в ст. 78 НК РФ, и, таким образом, налогоплательщик не может требовать проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога, так как ему своевременно был дан ответ на его заявление. (Окончание следует) М.Михайлов Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 31.08.2005 ------------------------------------------------------------------ "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 36 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ В БЮДЖЕТ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, 2005) Рекомендации по возврату излишне уплаченной суммы налога Прежде всего перед подачей заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога ему следует явиться самому в налоговый орган для выверки платежей или направить своего представителя, которому нотариально оформлена доверенность на право подписи акта совместной выверки уплаченных налогов. Таким образом, он сам (без письменного приглашения налогового органа) инициирует проведение выверки платежей, что дает ему неоспоримую экономию времени при получении из бюджета излишне уплаченных сумм налога. Кроме того, для проведения совместной выверки уплаченных налогов предпринимателю или его представителю следует представить в соответствующий отдел налогового органа все платежные документы по перечислению налогов и сборов. Особое внимание необходимо обратить на сверку платежей единого социального налога (ЕСН), поскольку обычно предприниматель платит этот налог и за себя, и за своих работников. В данном случае карточки лицевых счетов по ЕСН ведутся раздельно: по налогу, который уплачивается предпринимателем как работодателем за своих работников и по налогу, поступающему лично от предпринимателя. Это очень существенный момент, поскольку очень часто предприниматели не указывают в квитанциях, за кого именно уплачивается ЕСН. В данном случае суммы налогов зачисляются на личную карточку лицевого счета, а в карточке лицевого счета работодателя соответственно образуется недоимка. Поэтому предприниматель (сам или через своего представителя) при сверке должен самым внимательным образом проверить правильность поступления ЕСН. После выверки платежей с налоговым органом предпринимателю необходимо провести сверку всех начислений. В данном случае нужно представить в соответствующий отдел налоговой инспекции все поданные декларации. На их основании формируется так называемый акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом. Изучая этот документ, следует учесть, что указываемая сумма в графе "Переплата" по платежам НДФЛ, а также с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, по страховым взносам, в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, переплатой, как таковой, не является, поскольку начисления по этим налогам в карточке лицевого счета не проводятся, и в данной карточке просто фиксируется сумма, перечисленная предпринимателем на данные коды бюджетной классификации. В акте сверки платежей в бюджет предпринимателю нужно обратить внимание на две основные графы: "задолженность по налогу" и "переплата по налогу". Эти показатели формируются как разница между начисленными и перечисленными суммами налогов. Например: Начислено: 1000 руб. Перечислено: + 100 руб. Сальто: + 100 руб. Таким образом, в графе "переплата по налогу" будет указано: 100 руб. Если же перечисляется, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), то карточка лицевого счета будет выглядеть следующим образом: Перечислено: 1000 руб. Перечислено: 1200 руб. Перечислено: 1000 руб. Сальдо: + 3200 руб. Но, поскольку начисления по НДФЛ не производится, данное сальдо является итоговой суммой налога, перечисленной в текущем году, а не переплатой по налогу, подлежащей возврату на расчетный счет налогоплательщика. Таким же образом происходит формирование сальдовых остатков и по страховым взносам в ПФР. Когда же, наконец, составляется акт сверки платежей в бюджеты, он должен быть подписан налоговым инспектором отдела, проводящим сверку, инспектором отдела камеральных проверок, который обычно принимает и проверяет декларации, представляемые индивидуальными предпринимателями, а также самим предпринимателем или его представителем. Наличие такого документа означает, что на текущую дату сальдовые остатки платежей в бюджет по данным предпринимателя и налоговой инспекции совпадают. Причем следует учитывать, что согласно ст. 78 НК РФ наличие задолженности по другим налогам является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога. Поэтому, если в составленном с инспектором акте сверки платежей в бюджет имеет место отражение какой-либо задолженности по платежам в бюджет, данное обстоятельство является основанием для отказа предпринимателю в возврате налога. По окончании сверки уплаченных налогов предприниматель может направить в налоговую инспекцию заявление о возврате, к которому обязательно должен быть приложен подписанный акт сверки платежей в бюджет. В заявлении следует указать, куда должен быть произведен возврат излишне уплаченного налога, подробные банковские реквизиты. Обычно в таких случаях возврат производится в течение трех-четырех дней, поскольку у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа. Предпринимателям рекомендуется регулярно проводить сверку произведенных налоговых платежей с налоговым органом, которая должна в обязательном порядке оформляться актом сверки. Это поможет контролировать правильность зачисления налогов и сборов в бюджеты, своевременное проведение зачетов для направления ошибочно перечисленных денежных средств на правильный код бюджетной классификации, а также своевременно получать возврат излишне уплаченных сумм налогов. М.Михайлов Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 07.09.2005