Ошибки в учете труда и заработной платы VII. Ошибки в учете труда и заработной платы 1. Выявлено, что организация представляла в налоговый орган сведения о выплаченных физическим лицам доходах (форма N 3), которые фактически не соответствовали первичным документам. Одним из оснований привлечения к налоговой ответственности в соответствии с п.2 ст.126 Налогового кодекса является представление налогоплательщиком (налоговым агентом) документов в налоговый орган с заведомо недостоверными сведениями. Если указанный факт установлен в ходе выездной налоговой проверки, то организации привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. Для исправления данной ошибки следует привести в соответствие данные , поданные в налоговый орган с данными первичных документов. 2. Организация не ведет налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ). В соответствии с пп.3 п.3 ст.24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику. Пунктом 1 ст.230 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Во исполнение вышеназванной нормы НК РФ, Приказом МНС РФ 01.11.2000 N БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц», зарегистрированным в Минюсте России от 30.11.2000 N 2479, утверждена форма N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц». В приложении к вышеуказанному Приказу содержится Порядок заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц, в котором указано, что форма N 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах. По названной форме ведется учет доходов персонально по каждому налогоплательщику - физическому лицу. Таким образом, форма N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц» является первичным документом налогового учета. В соответствии с п.1 ст.120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п.2 данной статьи, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п.3 ст.120 НК РФ). Таким образом, установленная ст.120 НК РФ ответственность применяется за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, которое может быть выражено в отсутствии первичных документов. Учитывая изложенное, ответственность, предусмотренная ст.120 НК РФ, может быть применена к налоговым агентам за отсутствие ведения такого первичного документа, как форма N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц». Следует оформить первичный документ по форме N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц». 3. Работникам организации, занятым в основном производстве, за март 2002 г. начислена заработная плата в сумме 70 000 руб. Все работники - лица 1967 года рождения и моложе. В бухгалтерском учете не сделана разбивка по начислениям в Пенсионный фонд в части страховой и накопительной пенсии. С заработной платы организация начисляет авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (ЕСН), установленные гл.24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ. В соответствии с п.2 ст.243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается организацией на сумму начисленных ею за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. В бухгалтерском учете уменьшение суммы ЕСН (суммы авансового платежа по ЕСН), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму налогового вычета может быть отражено записями по субсчетам счета 69. 69.11 «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет»; 69.12 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии»; 69.13 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии»; Содержание операцииПроводкаСумма, руб. ДтКт Начислена заработная плата работникам207070 000 Начислен ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет (70 000 х 28%)2069.1119 600 Сумма ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, уменьшена на сумму страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (70 000 х 11%)69.1169.127 700 Сумма ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, уменьшена на сумму страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (70 000 х 3%)69.1169.132 100 4. За счет средств нераспределенной прибыли организация приобрела для своих сотрудников туристические путевки. Приобретенные путевки общей стоимостью 100 000 руб. предоставлены сотрудникам бесплатно. Путевки в бухгалтерском учете не отражены, а также сумма налога на доходы физических лиц не начислена. Для учета денежных документов (в том числе оплаченных туристических путевок) Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы». Денежные документы учитываются на указанном счете в сумме фактических затрат на приобретение. Безвозмездная передача сотрудникам организации туристических путевок, оплаченных за счет нераспределенной прибыли прошлого года, отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции с кредитом счета 50 «Касса», субсчет 50-3 "Денежные документы". На основании пп.1 п.2 ст.211 и п.9 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации произведенная организацией оплата (полностью или частично) туристических путевок за работников является их доходом в натуральной форме, подлежащим налогообложению по налогу на доходы физических лиц. Согласно п.1 ст.226 НК РФ организация, от которой налогоплательщик получил доход, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. Исчисление налога в данном случае производится по налоговой ставке 13 процентов (ст.224 НК РФ). В соответствии с п.4 ст.226 НК РФ организация обязана удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. В данном случае организация может удержать сумму налога при выплате работникам заработной платы. При этом удерживаемая сумма налога на доходы физических лиц не может превышать 20 процентов суммы выплаты (ст.138 Трудового кодекса). Удержание суммы налога на доходы физических лиц из заработной платы работников отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Содержание операцииПроводкаСумма, руб. ДтКт Отражена оплата путевок6051100.000,00 Оприходованы полученные путевки50-360100.000,00 Списана стоимость путевок8450-3100.000,00 Удержан налог на доходы физических лиц (100 000 х 13%)706813.000,00 5. Организация предоставила работнику беспроцентный заем наличными денежными средствами в сумме 50.000,00 руб. сроком на 10 месяцев. Согласно договору займа работник ежемесячно вносит в кассу организации 5000 руб. в счет погашения суммы займа. Материальная выгода не начислялась (ставка рефинансирования, составляет 25%). В соответствии со ст.212 Налогового кодекса РФ материальная выгода, полученная физическим лицом от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организации, является его доходом, включаемым в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Налоговая база в этом случае определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Согласно п.2 ст.212 и пп.3 п.1 ст.223 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, определяется на дату уплаты налогоплательщиком (физическим лицом) процентов по полученным заемным средствам, но не реже, чем один раз в налоговый период, которым в соответствии со ст.216 Налогового кодекса РФ признается календарный год. Исходя из условия, что работник ежемесячно в счет погашения беспроцентного займа вносит в кассу организации по 5000 руб., налоговая база по налогу на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды составит 4297 руб. (50 000 х (3/4 х 25%) / / 12 + 45 000 х (3/4 х 25%) / 12 + 40 000 х (3/4 х 25%) / 12 +….+ 5000 х (3/4 х 25% ) / / 12) = 781 + 703 + 625 + 547 + 469 + 391 + 313 + 234 + 156 + 78 = 4297). Согласно п.1 ст.226 НК РФ организация, от которой налогоплательщик получил доход, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. Удержание начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику (п.4 ст.226 НК РФ). В данном случае организация может удержать сумму налога из заработной платы работника, что отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты (п.4 ст.226 НК РФ). Обращаем внимание на то, что с 2002 г. налоговая база по единому социальному налогу в рассматриваемой ситуации не возникает в связи с изменениями, внесенными в ст.237 НК РФ Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Содержание операцииПроводкаСумма, руб. ДтКт Выдан заем работнику организации735050.000,00 Отражено получение денежных средств от работника в счет погашения суммы займа5073-15.000,00 Удержан налог на доходы физических лиц с полученной заемщиком материальной выгоды. (4297 х 35%)70681.504,00 Правоотношения сторон по договору займа регулируются гл.42 ГК РФ. Согласно ст.807 ГК РФ договор займа считается заключенным с момента передачи заимодавцем заемщику денег или других вещей. Статьей 809 ГК РФ предусмотрено право заимодавца на получение с заемщика процентов на сумму займа. В связи с этим, если организация не предполагает начислять проценты на сумму выданного работнику займа, это должно быть прямо указано в договоре. Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц, установленная в отношении суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком (физическим лицом) заемных средств, составляет согласно п.2 ст.224 НК РФ 35 процентов. Сумма налога на доходы физических лиц определяется в полных рублях (п.4 ст.225 НК РФ).