"Главная книга", 2011, N 9

 

"МИГРАНТСКИЕ" РАЗЪЯСНЕНИЯ ОТ ВАС РФ

 

(Комментарий к отдельным положениям Постановления

Пленума ВАС РФ, касающимся ответственности за незаконное

привлечение иностранцев к трудовой деятельности в РФ.

Комментарий к пунктам 20, 21 Постановления Пленума ВАС РФ

от 17.02.2011 N 11 (ред. от 24.03.2011)

(далее - Постановление N 11))

 

Пленум ВАС РФ дал разъяснения по применению ст. 18.15 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за незаконный наем мигрантов. Они будут небезынтересны тем организациям и предпринимателям, у которых работают иностранцы.

 

Заключение трудового договора с мигрантом и фактический

допуск его к работе - не одно и то же

 

Известно, что за привлечение к трудовой деятельности иностранца, когда:

(или) у него нет разрешения на работу в конкретной организации <1>;

(или) у работодателя отсутствует разрешение на привлечение и использование "визовых" работников <2>, -

органы ФМС России за каждого мигранта могут оштрафовать <3>:

- руководителя компании - на 25 - 50 тыс. руб.;

- саму компанию или предпринимателя - на 250 - 800 тыс. руб.

 

Примечание

Подлинность разрешения на работу можно проверить на сайте ФМС России по адресу: www.fms.gov.ru, раздел "Проверка документов" -> Сервис "Проверки действительности разрешений на работу и патентов".

 

ВАС РФ указал, что, рассматривая дела по таким правонарушениям, суды должны иметь в виду: день заключения трудового договора с мигрантом и день, когда он приступает к своим трудовым обязанностям (то есть привлекается к работе), не всегда совпадают <4>. Поэтому само по себе заключение трудового договора с иностранным работником без соответствующего разрешения ответственности не влечет. Противоправным является фактический допуск конкретного иностранца к работе, если у него или организации-работодателя нет разрешения на это <5>.

 

Примечание

Надо сказать, что арбитражные суды всегда рассуждали подобным образом <6>.

 

Также ВАС РФ объяснил, что годовой срок давности привлечения к административной ответственности <7> за допуск мигранта к работе при отсутствии разрешения исчисляется <8>:

(или) с момента обнаружения такого правонарушения;

(или) с последнего дня, когда правонарушение совершалось (то есть иностранец работал без разрешения), - если на момент обнаружения нарушения он уже не работает.

--------------------------------

<1> Пункт 4 ст. 13, ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ); Постановление Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 N 17066/08.

<2> Пункт 4, пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

<3> Части 1, 2 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1, ч. 1 ст. 23.67 КоАП РФ.

<4> Статья 61 ТК РФ.

<5> Пункт 20 Постановления N 11; примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ.

<6> См., например, Постановление ФАС СКО от 04.05.2009 по делу N А53-19130/2008-С4-49.

<7> Части 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ.

<8> Пункт 20 Постановления N 11; ч. 1, 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

 

За нарушение срока уведомления о найме мигранта

не оштрафуют

 

Как вы знаете, о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранцем (или о фактическом допуске его к работе, если письменный договор не заключался <9>) нужно уведомить:

- в отношении безвизовых мигрантов - в течение 3 рабочих дней свой территориальный орган ФМС России и орган занятости населения по субъекту РФ <10>;

- в отношении как визовых, так и безвизовых мигрантов - в течение 10 календарных дней свою налоговую инспекцию <11>.

При этом уведомление налогового органа о найме безвизовых мигрантов законом прямо не предусмотрено. К такому выводу пришел ВАС РФ <12>.

А вот у Верховного Суда РФ иная позиция. Он считает, что независимо от того, в каком порядке (визовом или безвизовом) иностранный работник прибыл в Россию, у компании-работодателя есть обязанность уведомлять ИФНС <13>. Поэтому, чтобы не ввязываться в споры, лучше все-таки уведомить инспекцию о найме безвизового мигранта.

За неуведомление какого-либо из этих органов грозит серьезное наказание <14>:

- для организаций и предпринимателей - штраф 400 - 800 тыс. руб.;

- для должностных лиц - штраф 35 - 50 тыс. руб.

Так вот, ВАС РФ особо обратил внимание судов на то, что ответственность установлена в принципе за неуведомление уполномоченных органов, а вовсе не за уведомление с нарушением срока <15>. Поэтому наказание по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ должно следовать лишь в тех случаях, когда на момент выявления нарушения организация или предприниматель не направили в соответствующий орган уведомление о найме иностранного работника. Если же уведомление пусть и со значительным опозданием, но все-таки было направлено "куда следует", то это нарушением не является.

 

Примечание

До настоящего момента многие суды считали, что подача необходимых "мигрантских" уведомлений с нарушением сроков влечет такую же ответственность, что и неуведомление вообще <16>. Однако некоторые расценивали это как малозначительное правонарушение <17>.

 

* * *

 

За нарушения в "мигрантской" сфере установлены поистине драконовские штрафы. А появление рассмотренных нами разъяснений ВАС РФ поможет работодателям мигрантов хотя бы в некоторых случаях успешно оспорить в суде незаслуженное наказание.

--------------------------------

<9> Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2010 N 25-АД10-12.

<10> Пункт 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Приложения N 6, Приложение N 5 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147.

<11> Подпункт 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; Приложение к Письму ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@.

<12> Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 11773/09.

<13> Ответ на вопрос 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009.

<14> Часть 3 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ.

<15> Пункт 21 Постановления N 11.

<16> См., например, Постановления ФАС ВСО от 13.01.2010 по делу N А33-10079/2009; ФАС ЗСО от 30.07.2009 N Ф04-4589/2009(11988-А75-6); ФАС УО от 17.03.2010 N Ф09-1629/10-С1.

<17> Постановления ФАС СКО от 26.08.2010 по делу N А53-6673/2010; ФАС ЦО от 03.07.2009 по делу N А62-898/2009.

 

М.Г.Суховская

Юрист

Подписано в печать

22.04.2011